Происхождение и развитие сознания
Страница 2

Психология » Происхождение и развитие сознания человека » Происхождение и развитие сознания

Разработал общепсихологическую теорию деятельности.

Основные научные труды: «Развитие памяти» (1931), «Восстановление движения» совместно с А. В. Запорожцем (1945), «Очерк развития психики» (1947), «Потребности и мотивы деятельности» (1956), «Проблемы развития психики» (1959,1965), «Об историческом подходе к изучению психики человека» (1959), «Потребности, мотивы и эмоции» (1971), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975).

Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

1. Человек выделился из животного мира благодаря использованию орудий.

2. Человек овладевает природой с помощью орудий, а собственной психикой овладевает благодаря психологическим орудиям.

3. В качестве психологических орудий выступают знаки.

Х

А В

Рис. 1. Модель опосредования психических процессов знаками-средствами, где А — стимул, В — ответ, X — знак-средство.

Например:

А — содержание, которое надо запомнить — шифр замка сейфа (1914), В — воспроизведение этого содержания через какое-то время, X — знак, кодирующий то, что нужно запомнить (год начала I мировой войны).

4. Психологические орудия лежат в основе произвольных психических функций: произвольного внимания, произвольной памяти, логического мышления, произвольного восприятия, произвольного действия и т.д. Непроизвольные психические функции Выготский называл натуральными или низшими. Произвольные психические функции были названы высшими.

5. Высшие психические функции имеют социальное происхождение и опосредованы знаками, осуществляются по желанию человека.

6. Высшие психические функции появляются на сцене дважды: сначала как функция интерпсихологическая, а затем как функция интрапсихологическая; высшие психические функции первоначально возникают как форма сотрудничества с другими людьми, а затем становятся индивидуальными. Высшие психические функции — это психологические системы.

Овладение знаками-средствами, или психологическими орудиями, осуществляется в процессе интериоризации. Процесс инте-риоризации означает превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические. Процесс интериоризации начинается с воздействия взрослого на ребенка с помощью выработанных в процессе исторического развития культурных знаков-средств. Затем ребенок воздействует также на окружающий его мир (игрушки, животных, детей, взрослых). И только потом он овладевает собственной психикой, то есть воздействует на себя.

I этап — воздействие взрослого на ребенка (например: «Это делать нельзя!»)

II этап — воздействие ребенка на животного или другой объект (например: «Это делать нельзя!»)

III этап — воздействие ребенка на самого себя (например; «Это делать нельзя!»)

Непослушание ребенка или его отставание в учебе — это результат не овладения им необходимыми для этого психологическими орудиями.

Например, если ребенок путает последовательность одевания вещей, то это не означает, что у него плохая память. Он просто не овладел психологическими орудиями, необходимыми для этой процедуры.

Страницы: 1 2 3 4

Сущность психотерапевтического процесса
В начале работы очень важно использовать технику «сведения проблемы к внутриличностной». Люди в нашей стране возникновение и развитие проблем традиционно приписывают каким-то внешним причинам. Зачастую говорят «мы», «наше» вместо «я», «м ...

Нарушения письменной речи
дислексия (алексия) - частичное (полное) нарушение процессов чтения, дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма. Положительным в клинико-педагогической классификации явля­ется то, что она строится ...

Упражнение 3. «Воображаемая социограмма»
Это упражнение исследует взаимоотношения между членами группы, предоставляет им обратную связь относительно восприятия в группе их роли. Оно также дает практику психодраматических представлений и демонстрирует взаимосвязь между ролью и ра ...