![](images/spacer.gif)
![](images/spacer.gif)
![](images/spacer.gif)
![](images/spacer.gif)
Происхождение и развитие сознанияСтраница 2
Разработал общепсихологическую теорию деятельности.
Основные научные труды: «Развитие памяти» (1931), «Восстановление движения» совместно с А. В. Запорожцем (1945), «Очерк развития психики» (1947), «Потребности и мотивы деятельности» (1956), «Проблемы развития психики» (1959,1965), «Об историческом подходе к изучению психики человека» (1959), «Потребности, мотивы и эмоции» (1971), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975).
Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.
1. Человек выделился из животного мира благодаря использованию орудий.
2. Человек овладевает природой с помощью орудий, а собственной психикой овладевает благодаря психологическим орудиям.
3. В качестве психологических орудий выступают знаки.
Х
А В
Рис. 1. Модель опосредования психических процессов знаками-средствами, где А — стимул, В — ответ, X — знак-средство.
Например:
А — содержание, которое надо запомнить — шифр замка сейфа (1914), В — воспроизведение этого содержания через какое-то время, X — знак, кодирующий то, что нужно запомнить (год начала I мировой войны).
4. Психологические орудия лежат в основе произвольных психических функций: произвольного внимания, произвольной памяти, логического мышления, произвольного восприятия, произвольного действия и т.д. Непроизвольные психические функции Выготский называл натуральными или низшими. Произвольные психические функции были названы высшими.
5. Высшие психические функции имеют социальное происхождение и опосредованы знаками, осуществляются по желанию человека.
6. Высшие психические функции появляются на сцене дважды: сначала как функция интерпсихологическая, а затем как функция интрапсихологическая; высшие психические функции первоначально возникают как форма сотрудничества с другими людьми, а затем становятся индивидуальными. Высшие психические функции — это психологические системы.
Овладение знаками-средствами, или психологическими орудиями, осуществляется в процессе интериоризации. Процесс инте-риоризации означает превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические. Процесс интериоризации начинается с воздействия взрослого на ребенка с помощью выработанных в процессе исторического развития культурных знаков-средств. Затем ребенок воздействует также на окружающий его мир (игрушки, животных, детей, взрослых). И только потом он овладевает собственной психикой, то есть воздействует на себя.
I этап — воздействие взрослого на ребенка (например: «Это делать нельзя!»)
II этап — воздействие ребенка на животного или другой объект (например: «Это делать нельзя!»)
III этап — воздействие ребенка на самого себя (например; «Это делать нельзя!»)
Непослушание ребенка или его отставание в учебе — это результат не овладения им необходимыми для этого психологическими орудиями.
Например, если ребенок путает последовательность одевания вещей, то это не означает, что у него плохая память. Он просто не овладел психологическими орудиями, необходимыми для этой процедуры.
Добрачный период. Возраст будущей пары
Это относится к тем молодым людям, которые спешат или вынуждены по, разным причинам сразу после школы выйти замуж или жениться. В 18 лет девушка, как правило, способна стать матерью, её организм полностью сформировался, она уже закончила ...
Позиция терапевта и клиента
Позиция психотерапевта.
Ролевые стратегии, принимаемые психотерапевтом во взаимоотношениях с пациентами.
Ведущие параметры: авторитарность – партнерство в выборе целей и задач психотерапии и директивность-недирективность в их технической ...
Личность, как научный предмет исследования
Личность относительно устойчивая совокупность интраиндивидных ее качеств: симптомокомплексы психи свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности; особенности темперамента, способности ( работы Теплова, Небылицина ...
![](images/spacer.gif)