Механизм воздействия арттерапией
Страница 1

Уже в течение нескольких десятков лет существуют отдельные психоаналитики, которые не оставляют и не хотят оставлять без внимания художественное творчество своих пациентов. Пациент приносит на прием что-либо, что он нарисовал или сделал. Спонтанно или по привычке он выражается через живопись, и созданное им может быть приобщено к психоаналитическому процессу, так как пациент чувствует, например, что с помощью этого он может выразить себя в большей степени и быть лучше понятым, или потому что он страдает затруднениями или природными дефектами речи.

Основное положение терапии выразительными искусствами состоит в том, что артпроцесс - творческий процесс, включающий создание артформы (будь то рисунок, танец или музыкальное произведение), наполнение ее содержанием, поведение автора во время творения, конечный продукт отражает индивидуальное развитие, проблемы, интересы, личностные качества и личную силу. Искусство используется также как форма коммуникации и символический язык, дающий внешние формы внутреннему содержанию.

Использование искусства как терапии предполагает, что естественный творческий процесс может разрешить эмоциональные конфликты и усилить самосознание и личностный рост.

В последние годы психоаналитические школы открыли для себя такую возможность, и в качестве расширения или модификации того, что в свое время было приобщено к выражению через воображение и живопись с помощью анализов, проведенных К.Г. Юнгом, в рамках, например, моих семинаров возникла своего рода школа психоаналитической терапии искусством, где на переднем плане выступают психодинамическое понимание и работа с картинами или их элементами. При этом психодиагностические и терапевтические начала заимствуют все основные правила психоаналитических методов. Отличие наблюдается только в том, что во время работы с картиной пациент должен не лежать, а сидеть напротив терапевта. Действительно, мимика, жесты и "знаки" пациента очень важны для того, чтобы терапевт не ожидал от него большего, чем он может восстановить. Необходимо запомнить: картина часто бывает перенасыщена бессознательным.

Каждый психотерапевт привык к работе со снами и внутренними картинами пациентов. Он обучен и в той или иной мере талантлив, чтобы во всех красках представить себе то, о чем рассказывает пациент. И все же мы бываем очень удивлены, когда пациент, раньше "только" говоривший, начинает по Вашей просьбе рисовать сон, конфликт, какое-либо чувство и т.д. Картина выглядит не так, как мы представляли ее себе, слушая пациента: она более красочная, напыщенная, ничтожная, сильная, "здоровая", хрупкая, разорванная, непропорциональная, могущественная, устрашающая, детальная, бедная, богатая, нереальная, абстрактная, духовная - она совершенно другая. Ни один опытнейший аналитик не может высказать точных предположений относительно того, что изобразит его пациент на бумаге и как: какими мазками, какими красками, каковы будут композиция и распределение пространства.

Игра смены физических сил и антисил, регрессивная и прогрессивная динамика, разделяющееся и собирающееся движение - все это видно на картине, все это чувствуется. Картина становится третьим помощником, указывающим на невидимое ранее, предлагающим источники и решения.

Психотерапевт может теперь сопровождать своих пациентов по ландшафтам души, ими созданными: по лабиринтам, переливам и пятнам цветов, загадочным символам, существам и духам, по чему-то хаотически распадающемуся, неприятно точному, по горам, символам страха, ненависти и ужасным сексуальным символам, по прибоям и берегам, опасным приключениям и другим местам. Терапевт дозирует, т.е. затрагивает (обсуждает) ровно столько элементов картины, сколько ее художник сможет восстановить и переработать.

Процесс восстановления в случае "модифицированного психоанализа" (с помощью картин) или в случае "психоаналитической терапии искусством" (при изменяющемся центре внимания) снова происходит через слово: итак, картина (образ) становится посредником более глубокого, основательного, богатого, красочного и приближенного к истине языка.

У терапии искусством имеется, как мы увидели, несколько основных положений.

Одно из этих положений называется выражением. На переднем плане находится творческий процесс как таковой. Способность пациентов самовыражаться (например, в виде живописи) поощряется терапевтами искусством.

Страницы: 1 2

Практика логического обобщения выводов
Логика изучает мышление. Есть и другие науки, которые имеют его своим предметом исследования, например психология и физиология. Однако в логической науке мышлением интересуются лишь постольку, поскольку оно занимается рассуждением, доказа ...

Почему самопроизвольно сознание?
Бессознательное потенциально. Здесь автор сталкивает два таких достаточно далёких друг от друга явления как объект понимает контраст, в полном соответствии с основными законами развития человека. Психе, на первый взгляд, вызывает концепту ...

Коммуникативные и организаторские способности
КОС 1 2 3 4 5 Интерпретация результатов:_ Испытуемый, получивший «5» баллов, может быть отнесён к группе с очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Он испытывает потребност ...