Операции мышления представляют собой: сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация.

Рассмотрим операции мышления более подробно.

Установление сходства и различия между предметами представляет собой сравнение. Именно через сравнение начинается познание объектов окружающего мира. На сравнении основана группировка явлений, предметов и событий, то есть классификация, систематизация и другие мыслительные операции. Оно является средством оценки объектов в том или ином отношении, средством установления изменения в нем. Без сравнения нельзя вычленить их существенные стороны, объединить, синтезировать их по определенному признаку. Здесь хочется отметить и то, что само сравнение невозможно без анализа и синтеза, абстракции и обобщения.

Обобщение. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Элементарный уровень обобщения – это соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Обобщение второго, более высокого уровня – это когда в группе предметов и явлений выделяют существенные общие признаки. Человек предвидит будущее благодаря обобщениям. В полной мере обобщение воплощается в понятии. При овладении понятиями мы отвлекаемся от всех случайных признаков и свойств объектов и выделяем лишь существенные для данной группы объектов свойства. Обобщение – основная мыслительная операция, которая раскрывает сущность явлений. Благодаря обобщениям действительность отражается в чистом виде, освобожденном от всего случайного. Правильное обобщение приводит к пониманию явлений, оно освобождает наши знания от ограничений чувственной конкретности и делает возможным использование их в новой ситуации. Обобщения основаны на сравнении, на противопоставлении существенного всему случайному, второстепенному. Обобщение возможно лишь благодаря абстракции.

Абстракция – расчленение объектов и выделение в нем отдельных существенных в каком – либо отношении сторон. Операция перехода от чувственного отражения к выделению отдельных связей и отношений есть абстракция. Она связанна с мысленной перегруппировкой реальных элементов и их связей. Все абстракции – это понятия. В процессе абстракции человек отвлекается от конкретного, чтобы познать ту или иную сторону его сущности. Целью познания, как известно, является практика, живая конкретная действительность, поэтому на высшем этапе познания происходит восхождение от абстрактного к конкретному.

Конкретизация – познание целостного объекта во всех существенных взаимосвязях. Это теоретическое воспроизведение целостного объекта. Мышление исходя из живого созерцания от конкретного, данного нам в чувственном опыте, переходит к абстрактному, образуются понятия и только затем осуществляется восхождение к конкретному, когда отдельные стороны объекта осмысливаются на основе знаний.

Классификация – объединение предметов и явлений в группы на основе их общих признаков (виды, роды, классы). Она основывается на сравнении и обобщении.

Систематизация – группировка предметов с выделением более мелких групп, видов и разрядов, выделение частей в целом, установление взаимоотношений между отдельными частями.

Сравнительные результаты экспериментальной группы, после проведения работы по повышению самооценки.
Таблица № 7 Группы «А» «В» «С» «D» Контрольная группа до эксперимента 0 41% 23,5% 35,5% Контрольная группа после эксперимента 0 41% 35,5% 23,5% Сравнивая результаты экспериментальной и ...

Решение проблемы адаптации детей - инвалидов в Челябинской области
ЧОЦСЗ "Семья" совместно с ЧелГУ - Региональным центром образования инвалидов осуществляет "Программу социальной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Челябинской области". Данная программа предусматри ...

Психосоциальное развитие человека от рождения до школы:
младенческий возраст, ранее детство и возраст игры Становления личности происходит на протяжении всей жизни. Первая психосоциальная стадия, по З. Фрейду, отвечает оральной фазе, охватывает первый год жизни, когда формируется ощущение дов ...