Избавление от неполноценных лиц как форма самозащиты человека и государства в древности

Психология » Исторический экскурс в проблему семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии » Избавление от неполноценных лиц как форма самозащиты человека и государства в древности

В разные исторические эпохи восприятие здоровыми согражданами лиц, имеющих физические и психические недуги, имело свои особенности и складывалось по-разному. Так, история отношений к аномальным детям в Древних Греции и Риме свидетельствует о негуманном способе обращения с ними (Плутарх). В обществе такое обращение понималось как форма защиты нации от воздействия аномальных лиц. Эта позиция обосновывалась и философски (Аристотель, Платон). «Пусть в силе будет тот закон, — писал Аристотель, — что ни одного калеки ребенка кормить не следует» (цит. по: Дьячков, 1957. С. 7). Имеются также свидетельства о том, что существовал закон царя Спарты Ликурга (IX—VIII в. до н. э.), предписывающий умерщвлять физически неполноценных младенцев, руководствуясь, по мнению римского философа Сенеки, «правилами разума: отделять негодное от здорового». Родительские чувства при этом никем не учитывались. Римское право относило умалишенных и глухонемых к категории недееспособных лиц (включая в нее как бедных, так и богатых) и лишало их гражданских прав. Последующая историческая эпоха также не внесла положительных изменений в этот вопрос.

В период Средневековья серьезное влияние на многие проблемы социальной жизни оказывала религия. Особенно это касалось католицизма. Согласно церковным канонам того времени, физическое или психическое увечье считалось наказанием за прегрешения самого человека или его предков. Оно также представлялось современникам в виде воплощения дьявольских сил (В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери»). Православие отличалось более мягким отношением к лицам с физическими и психическими недостатками. Некоторые из юродивых и калек были отнесены к лику святых. Юродивых на Руси чтили как посланников Бога: свидетельства этому мы находим в литературных источниках (А. С. Пушкин. «Борис Годунов»). В их честь возводились храмы (например, собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве).

Генезис научных и социальных подходов к проблеме семьи ребенка-инвалида
Проблемы семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения семьи и общества прошли путь от диктата социума, предписывающего избавляться от неполноцен ...

Чем отличаются неверные мужья от неверных жен
Согласно данным М. Ханта, большинство неверных мужей считает свой брак вполне удачным, в то время как большинство неверных жен считают его несчастливым. Эти данные были подтверждены также и другими психологами. Большинство мужчин ищут в ...

Виды помощи детям -инвалидам и семьям, воспитывающим детей-инвалидов
1. Профессиональная ориентация и подготовка. 2. Трудоустройство детей-инвалидов и их родителей. 3. Проведение отдыха и оздоровления детей-инвалидов . 4. Приобретение средств передвижения. 5. Адресная материальная (продовольственная, в ...