Современный этап в разработке проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
Страница 3

Психология » Исторический экскурс в проблему семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии » Современный этап в разработке проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Взаимодействие с родителями приобретает все большую значимость и для специалистов, работающих с различными категориями детей с речевой патологией. Об этом свидетельствуют работы Л.М. Крапивиной (1998), Т.Н. Волковской(1999 а, б), Ю.В. Микляевой (2001), Н.А. Гегелия (2000), Г.А. Волковой (2002).

Авторы подчеркивают важность сотрудничества специалистов логопедического детского сада и семьи. В публикациях описываются основные формы работы с родителями, которые проводятся в специализированных учреждениях; предлагаются методические рекомендации, которых следует придерживаться родителям в домашних условиях.

Вопросам изучения личностных особенностей матерей и взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, посвящены отдельные главы (6, 7) работы Л.И. Шипицыной (2002).

В последние годы в связи с деструктивным развитием социально-экономической и идеологической ситуации в российском обществе, характеризующейся деформацией семейных ценностей и девальвацией института материнства на социальном и индивидуальном уровнях, в научных исследованиях обозначилось еще одно направление — изучение семей, воспитывающих приемных детей.

Работ в этой области немного, но некоторые уже можно назвать. Так, А.М. Щербакова (2002) рассматривает опыт работы школы опекунов, содержание и направления деятельности специалистов, приводит рекомендации по организации консультирования таких семей.

В исследовании Е.В. Ушаковой (2003) разработана классификация мотивов создания приемной семьи (альтруистические, потребительские, нейтральные), выделены профессионально значимые качества родителей-воспитателей, представлена профессиограмма приемного родителя.

Особо значимыми для становления статуса проблемы семьи являются работы И.Ю. Левченко (1986, 1991, 2001 а, б). Позиция автора определяет стратегические направления реабилитационной помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: гуманизация отношения к таким детям; организация всесторонней комплексной специализированной поддержки детей и их семей.

Анализ литературных данных, включая работы, в которых рассматривается современное состояние проблемы семьи, воспитывающей аномального ребенка, свидетельствует о поступательном развитии процесса ее изучения.

азмещено на Allbest.ru

Страницы: 1 2 3 

Метод оценки устойчивости внимания
Методика «Устойчивость концентрации внимания старшеклассников» Цель. Определение устойчивости внимания. Материал. В основу предлагаемой методики положен известный метод корректурной пробы Анфимова. Бланковой частью методики является «Ко ...

Возрастная периодизация в теории деятельности
В отечественной психологии в исследованиях проблем детства развиваются два крупных направления. Первое – изучение отдельных сторон детской жизни, фактов, второе – вопросы общих подходов к исследованию детства в целом. Периодизация – деле ...

Жесты
Жесты - основные невербальные средства общения. Жесты-символы, жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы и жесты-адаптеры. Жесты-символы – очень ограничены рамками определенной культуры. Являются самыми простыми приемами невербального общения ...