Развитие учения о душе

Учение о душе возникло в Vв. до н.э. - XVII в н.э. Оно складывалось в рамках древнегреческой философии и медицины. Зарождение науки в Древней Греции связывают с двумя обстоятельствами:

1. учение образовалось как внешнее, по отношению к религии и отделилось от нее.

2. упорядоченность космоса (всего сущего) была признана не по власти сверхсущества, а основанной на законе.

Новые представления о душе были не религиозными, а светскими, открытыми для всех, доступными для критики. Цель построения усения о душе состояла в выявлении ее свойств и изучении закономерностей ее существования. Вторым событием, определившим ход развития учения о душе был переход от анамизма к гилозизму – учению о материальности бытия и неотделимости жизни от материи, о всеобщих свойствах материи. Это учение ввело положение о целостности наблюдаемого мира, а также сделало душу предметом, открытым для изучения.

Важнейшие направления развития учения о душе связаны с именем Платона (347-427 г.г. до н.э.) и Аристотеля (322-384 г.г. до н.э.). Платон провел границу между материальным вещественным телом и невещественной, нематериальной душой, между «смертным» и бессмертным». Принципиально иное представление было дано Аристотелем в его трактате «О душе». Согласно Аристотелю – душа – форма живого органического тела, обеспечивающая его предназначение. Душа есть основа всех жизненных проявлений, она неотделима от тела. Это положение противоречит Платону, но оба они едины в том, что душа – есть цель активности живого тела. Души организмов разных типов, согласно Аристотелю, представляют разные способности и силы души, есть три типа души – растительная, животная и разумная, т.е. человеческая.

Таким образом, Аристотель дал одну из наиболее ранних формулировок объяснительного принципа психологии.

Ученик Платона, последователь Аристотеля Теофраст (287-372 г.г. до н.э.) в трактате «Характеры» дал описание 30 различных характеров, развивая представления Аристотеля о свойствах человека мыслить, запоминать, делать умозаключения.

Учение о душе широко использовалось в античной медицине. Гиппократ (ок.337 -460 в. До н.э.) сформулировал положение о том, что органом мышления является мозг Он разработал учение о темпераментах, предполагающее ведущую роль в определении темперамента четырех основных жидкостей организма (кровь, флегма, желтая желчь, черная желчь). Римский врач Клавдий Гален (130-200 г.г. до н.э.) продолжил эту линию и выявил двигательную и чувствительную функции спинного мозга.

Успехи, достигнутые античными философами остаются фундаментальными и по сей день.

С пятого по семнадцатый век до н.э. в работах Боэция, Фомы Аквинского, Аврелия Августина, Дунса Скотта складывается представление о личности. Важно заметить, что работы эти подвержены влиянию христианской теории и философии. Вершиной и завершением формирования психологии в рамках учения о душе стала система взглядов Френсиса Бэкона. Исследования души предполагались как часть единой науки о человеке, построение которой планировал Бэкон. Новизна подхода состояла в том, что Бэкон предлагал отказ от умозрительного исследования души и переход к эмпирическому.

Единство сознания и деятельности
Как уже неоднократно отмечалось, одним из важнейших вопросов, которые волновали психологию с самого ее основания, был вопрос о недоступности явлений сознания объективному исследованию. Отечественный философ и психолог С.Л. Рубинштейн (189 ...

Почему откровенна конформность?
НЛП позволяет вам точно определить какие изменения в субьективном опыте надо произвести, чтобы предсознательное притягивает групповой эриксоновский гипноз в силу которого смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние поб ...

Выводы
Основные положения Скиннера о природе человека ясны и определенны. Его система отражает строгую приверженность детерминизму, элементализму, инвайронментализму, изменяемости, объективности, реактивности и познаваемости. Основные положения ...