Психология на рубеже XIX-XX вв.
Страница 1

Психология » Психология на рубеже ХІХ-ХХ вв. » Психология на рубеже XIX-XX вв.

Рубеж веков стал временем разделения прежде единой психологии на ряд школ. В центре внимания психологов оставались преимущественно познавательные процессы, но разные школы отличались друг от друга пониманием места этих процессов в общей картине психической жизни, и главные разногласия были связаны с определением содержания сознания и границ его экспериментального изучения.

Вюрцбургская школа в психологии была основана немецким ученым О. Кюльпе (1852-1915). Кюльпе, так же как и Титченер, был учеником Вундта. В 1894 г., получив приглашение от университета Вюрцбурга, он переехал в этот город и в 1896 г. создал там психологическую лабораторию.

В первые годы своей деятельности он частично совершенствовал интроспективный метод. Изменение инструкции испытуемому перед началом эксперимента привело к тому, что главное внимание экспериментаторов было сконцентрировано уже не на результатах деятельности (скорости ответа, его точности и т. д.), а на ее процессе. Поставив перед испытуемым задачу и наблюдая за ее решением, Кюльпе фактически начал экспериментальное изучение процесса мышления.

Было опровергнуто мнение Вундта о том, что экспериментальному изучению доступны только элементарные (сенсорные) процессы и что сознание представляет собой сенсорную мозаику, комплексы взаимосвязанных сенсорных элементов – ощущений и представлений. Изменилось прежнее представление о содержании сознания, в состав которого вводились новые феномены - умственные образы.

Эти выводы направили Кюльпе на разработку собственной программы лабораторных исследований сознания, которую успешно реализовали его ученики[1].

В опытах Марбе (1901) от испытуемых требовалось при взвешивании предметов сообщить не только о том, какой из них тяжелее, но и о том, как они пришли к этому выводу. Целью опытов Мессера было проследить за тем, какие процессы происходят в сознании испытуемого в промежутке между восприятием слова стимула и ответной словесной реакцией. Эти эксперименты доказали наличие несенсорных компонентов в сознании, и наличие нового, неизвестного фактора, детерминирующего процесс мышления.

Экспериментальное исследование мышления, начатое в Вюрцбюргской школе, было продолжено другими исследователями и стало одной из самых обширных областей экспериментальной психологии. Однако первые материалы получили именно Кюльпе и его сотрудники, главными достижениями которых стало распространение экспериментального метода на высшие психические процессы (мышление и волю). В экспериментах, проводимых в Вюрцбюргской школе, было впервые доказано, что мышление представляет собой процесс, несводимый к чувственным образам и зависящий от разнообразных факторов, в том числе и от установки, возникающей при принятии задачи. Эти данные наглядно показали, что психологические закономерности мышления несводимы к логическим. Таким образом, изучение мышления стало приобретать психологические контуры.

В психологии на первый план вышла проблема исследования содержания не структуры, но функций психики, которые бы раскрыли именно психологические особенности взаимосвязи живого организма со средой. Отвергая взгляд на сознание как устройство «из кирпичей и цемента», ученые, разрабатывавшие новое направление в психологии - функционализм, приходили к выводу о необходимости изучать динамику психических процессов и факторов, обусловливающих их ориентацию на определенную цель.

Практически одновременно с положениями Вундта идея о том, что каждый психический акт имеет определенную направленность на объекты внешнего мира, была высказана австрийским ученым Ф.Брентано (1838-1917). Начав свою деятельность в качестве католического священника, он оставил ее из-за несогласия с догматом о непогрешимости папы и перешел в Венский университет, где стал профессором философии (1873). Брентано предложил свою концепцию психологии, противопоставив ее господствовавшей в то время программе Вундта («Исследования по психологии органов чувств» (1907) и «О классификации психических феноменов» (1911)).

Страницы: 1 2

Вступление
Подавляющее большинство людей почти всю свою сознатель­ную жизнь проводят в организациях. Начиная с яслей и кончая домом для престарелых, человек сознательно или бессознательно, добровольно или по принуждению, заинтересованно или с полно ...

Понятие базисного конфликта в теории Карен Хорни
Убеждение в существовании базисного конфликта в человеческой личности восходит к древности и играет заметную роль в различных религиях и философских концепциях. Силы света и тьмы, Бога и дьявола, добра и зла – вот некоторые из антонимов, ...

Мужчина и женщина в религиозном аспекте.
Мифы о сотворении мира и человека, о первых человеческих шагах и начале истории придавали осмысленность жизни наших предков. Только благодаря мифам религиозный человек мог жить в мире, мог видеть мир – видеть в нем смысл. Мифы отвечали н ...