Нарушение восприятия

"Восприятие – это активный процесс анализа и синтеза ощущений путем сопоставления их с прежним опытом".

Нарушения восприятия при различных психических заболеваниях имеют различные причины и различные формы проявления. При локальных поражениях головного мозга можно различать:

1. Элементарные и сенсорные расстройства (нарушение ощущения высоты, цветоощущения и т.д.). Эти нарушения связаны с поражениями подкорковых уровней анализаторных систем.

2. Сложные гностические расстройства, отражающие нарушение разных видов восприятия (восприятие предметов, пространственных отношений). Эти нарушения связаны с поражением корковых зон мозга.

Гностические расстройства различаются в зависимости от поражения анализатора, при этом делятся на зрительные, слуховые и тактильные агнозии.

Агнозия – расстройство узнавания предметов, явлений, частей собственного тела, их дефектов при сохранности сознания внешнего мира и самосознания, а также при отсутствии нарушений периферической и проводящей частей анализаторов. Агнозия может возникнуть в результате разрушения определенных корковых зон (энцефалит, опухоль, сосудистый процесс и т.д.), а также вследствие нейродинамических нарушений.

Зрительные агнозии делятся на:

1) предметную агнозию (больные не узнают предметов и их изображений);

2) агнозию на цвета и шрифты;

3) агнозию оптико-пространственную(нарушается понимание символики рисунка, отражающее пространственные качества рисунка, пропадает возможность передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше, ближе, больше-меньше, сверху-снизу и т.д.).

При слуховых расстройствах отмечается снижение способности дифференцировки звуков и понимания речи больные не могут запомнить два или более звуковых эталона), аритмия (не могут правильно оценить ритмические структуры, количество звуков и порядок чередований), нарушение интонационной стороны речи (больные не различают интонаций и у них невыразительная речь).

Тактильные агнозии – нарушение узнавания предметов при их ощупывании при сохранении тактильной чувствительности (исследование при закрытых глазах).

3. Иллюзии – ошибочное, ложное восприятие реально существующего объекта, предмета или явления.

· Физиологические – основаны на нормальной работе анализаторов. Когда мы видим движущиеся тучи и луну, нам кажется, что движется луна, а фон является устойчивым. (Дома-улица).

Физические – основаны на законах физики. Ложка в стакане. Иллюзии Мюллера — Люэра имеют прямое отношение к восприятию человека человеком: если у наблюдаемого человека руки подняты, он кажется выше, чем тот, у которого опущены плечи, хотя размеры туловища у них одинаковы.

Иллюзия Данцио (отрезок в углу кажется больше)

Иллюзия Поггендорфа (А является продолжением С, но кажется, что А является продолжением В)

· Аффективные – при эмоциональном перенапряжении. Ребенок-страх темноты-плащ-человек.

· Интерпретативные – при личностных и патохарактерологических расстройствах . В группе говорят-слышит свое имя.

· Параэйдолические – зрительные иллюзии с фантастическим содержанием. В рисунке ковра видит животное.

4. Галлюцинации – ложные восприятия, возникающие в содержании сознания без внешних раздражителей, т.е. без реального объекта –это обман восприятия.

Теоретический анализ проблемы социальной адаптации в подростковом и юношеском возрасте. Понятие адаптации и ее виды
Одним из первых, кто стал изучать проблему функционирования живого организма как целостной системы, был французский физиолог К. Бернар. Он выдвинул гипотезу о том, что любой живой организм, в том числе и человеческий, существует, так как ...

Семейное консультирование и психотерапия в психологической практике А.А. Бодалева и В.В. Столина
А.А. Бодалев и В.В. Столин выделяют в работе семьей следующие фазы: 1. Фаза концентрации на ребенке. Цель этой фазы - дать понять ребенку, что в лице психолога он имеет сильную поддержку, и должен высказать свои проблемы. Во время первых ...

Мышление, как высший уровень познавательных процессов
Мышление[1] – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психологический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Оно возни ...