Наверное, ни один аспект психологии юношеского возраста не привлекал к себе такого большого внимания, какое в течение многих лет уделялось вопросам самосознания, самооценки и идентичности. Известно, что высокая степень расхождения между такими компонентами или структурами Я-концепции, как реальное и идеальное Я, приводит к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. В 1890 году У.Джеймс посвятил феномену «Я» целую главу своей книги «Принципы психологии». В 1947 году К.Роджерс выступал перед Американской психологической ассоциацией с докладом о самооценке, а Хилгард продолжил развитие этой темы в 1949 году. Одна из наиболее значительных работ Э.Эриксона называется «Идентичность, юность и кризис». В ней автор говорит о важности задачи формирования идентичности [23].

Очень велика связь Я-концепции с психическим здоровьем, взаимодействием личности с окружающими и социальной адаптацией, с успехами в учебе и т. д.

Сейчас одним из важнейших аспектов данной проблемы является вопрос об изменении самосознания: возможно оно или нет. Большое значение также придается формированию идентичности.

Объектом данной работы будут являться подростки, предметом – их самосознание, а именно, его когнитивный компонент.

Цель: рассмотреть особенности развития когнитивного компонента самосознания подростка.

Задачи:

- дать определение понятию «самосознание»;

- рассмотреть различные точки зрения на самосознание личности и его структурные компоненты;

- рассмотреть формирование самосознания;

- рассмотреть структуру самосознания;

- выявить особенности самосознания у подростков;

- сравнить самосознание подростков с самосознанием средних школьников и юношей;

- рассмотреть когнитивный компонент самосознания;

- определить когнитивные изменения в подростковом возрасте;

- рассмотреть информационный подход к когнитивному развитию в подростковом возрасте;

- дать определение понятию «психологическое консультирование»;

- определить цели и задачи психоконсультирования;

- рассмотреть особенности консультирования подростков (в вопросах самосознания).

Гипотеза: мы считаем, что психоконсультирование предполагает изменение когнитивного компонента самосознания подростка в необходимую сторону.

Метод оценки устойчивости внимания
Методика «Устойчивость концентрации внимания старшеклассников» Цель. Определение устойчивости внимания. Материал. В основу предлагаемой методики положен известный метод корректурной пробы Анфимова. Бланковой частью методики является «Ко ...

Типы отношений между понятиями
Логические операции, позволяющие делать определенные выводы и доказывать какие-то утверждения, основываются, как уже отмечалось ранее, на связях и отношениях разных понятий. Такие связи очень многообразны и на их изучение, в конечном счет ...

Виды памяти по характеру целей деятельности
Непроизвольная память характеризуется тем, что запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохран ...