



Когнитивные изменения в подростковом возрасте.
На протяжении подросткового возраста продолжается развитие мыслительных способностей, а следовательно, и расширение сознания происходящего, границ воображения, диапазона суждений и проницательности. Эти возросшие возможности познания способствуют быстрому накоплению знаний, открывающих перед подростками ряд вопросов и проблем, которые могут осложнить и обогатить их жизнь.
Когнитивное развитие в этом возрасте характеризуется развитием абстрактного мышления, что оказывает влияние на широту и содержание мыслей подростка, а также на его способность к моральным рассуждениям.
Согласно теории Пиаже, признаком когнитивных изменений у подростка является формирование у него абстрактного мышления. Пиаже определил абстрактное мышление подростков как мышление на уровне формальных операций. Мышление на уровне формальных операций включает в себя размышления о возможностях, а также сравнение реальности с теми событиями, которые могли бы произойти или не произойти. В то время как детям младшего возраста удобнее иметь дело с конкретными эмпирическими фактами, подростки проявляют все большую склонность относиться ко всему, как к одному из вариантов возможного. Абстрактное мышление требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы. Оно предполагает манипулирование не только известными элементами, которые можно проверить, но и вещами, противоречащими фактам. У подростков также возрастает способность планировать и предвидеть.
Таким образом, основными свойствами подросткового мышления являются:
1) способность учитывать все комбинации переменных при поиске решения проблемы;
2) способность предполагать, какое влияние одна переменная окажет на другую;
3) способность объединять и разделять переменные гипотетико-дедуктивным образом («Если есть X, то произойдет Y») [14].
Не все специалисты соглашаются с описанной Пиаже концепцией резкого качественного скачка в когнитивных способностях. Некоторые психологи считают, что переход является гораздо более постепенным, с несколькими возвратами от формально-операционального мышления к более ранним способам познания и обратно. Например, Д.Китинг считает, что границы между мышлением детей, подростков и взрослых являются искусственными. Он рассматривает когнитивное развитие как непрерывный процесс и полагает, что дети могут обладать способностью к формальным операциям. Возможно, что появление этих способностей у подростков связано не с новым когнитивным оснащением, а с улучшением языковых навыков и накоплением опыта взаимодействия с миром [14].
Таким образом, когнитивный компонент самосознания имеет свои особенности в подростковом возрасте, т.е. его составляющие качественно изменяются по сравнению с младшим школьным возрастом.
Направленность личности, ее роль в
жизнедеятельности человека
В психике человека существует и такая совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности.
Характер — приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой ...
Взгляды Б.Ф. Скиннера – основоположника бихевиоризма
Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер (англ. Burrhus Frederic Skinner; 20 марта 1904 - 18 августа 1990) - американский психолог и писатель. Скиннер признавал, что в начале пути на него оказали сильное влияние идеи английского ученого ...
Табулирование и представление диагностических данных
Воспользуемся учебным пособием Максимова В.Г. и кратко изложим, какие методы существуют для представления диагностических данных.
Табулирование – составление математических таблиц, задание функций в виде таблиц.[9].
Для анализа и интерп ...
