Все психические качества личности, объединяясь и взаимодействуя друг с другом, образуют характер. Характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей личности, определяющее типичные для нее способы поведения и жизнедеятельности в конкретных ситуациях. Характер значимо связан с темпераментом, который проявляется как внешняя форма выражения характера, накладывающая своеобразный отпечаток на те или иные проявления характера. В характере личность проявляется со стороны ее содержания, а в темпераменте со стороны ее динамических свойств.

В отличие от темперамента характер возникает и формируется прижизненно, в процессе общения и совместной деятельности.

Характер человека является одновременно и устойчивым и изменяющимся образованием. Устойчивым в силу того, что черты характера обуславливают определенное поведение индивида. Изменяющимся, так как сами черты характера могут изменяться под воздействием внешних факторов (условий жизнедеятельности, профессиональной активности и т.п.).

Как и при изучении, других образующих личности, при изучении характера наблюдается ряд подходов. В некоторых из них характер рассматривается как созвездие основополагающих особенностей поведения личности. Например, с помощью MMPI диагностируются такие проявления характера как норма, оригинальность, интроверсия, твердость, воля, педантизм, ригидность, чувствительность, тревога, мнительность, самоконтроль и прочие. К. Леонгард при исследовании характера выделял ряд обобщенных проявлений – акцентуаций.

Изучая черты характера можно выделить четыре крупных блока черт, характеризующих отношение человека к разным сторонам жизни.

Наименование отношения

Особенности поведения и черты личности

Отношение к людям

Общительность, откровенность, чуткость, доброта, замкнутость, застенчивость, высокомерие, властолюбие и т.п.

Отношение к деятельности

Добросовестность, трудолюбие, инициативность, небрежность, консерватизм, безответственность и т.п.

Отношение к общественной и личной собственности

Аккуратность, бережливость, экономность, неряшливость, скупость и т.п.

Отношение к себе

Скромность, самокритичность, требовательность, самолюбие, самоуверенность, тщеславие, эгоизм и т.д.

Формирование мышления у детей
Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления. Основн ...

Стиль работы руководителя. Психологические типы руководителей и их краткая характеристика
Криминальный мир сегодня - это мощная армия организованных группировок, технически оснащенных и берущих на вооружение последние достижения науки и техники и не жалеющих средств для осуществления своих замыслов. Противостоящая преступникам ...

Психодиагностические задачи
Общая психодиагностика в известной степени отвлекается от специфических диагностических задач, возникающих в различных частных областях психодиагностики. Однако психодиагност должен представлять себе эти задачи, поскольку они существенно ...