Буржуазные теории групп

Психология » Группы и их классификация » Буржуазные теории групп

Буржуазные теории групп характеризуются неоднородностью исходных позиции, но их объединяет общее – стремление подменить социально-экономические, идеологические и классовые отношения буржуазного общества профессиональными, социально-психологическими, психологическими.

Многие представители этих теорий основными единицами общества считают социальную организацию и психологическую группу. Социальная организация отвечает критериям: формализованных отношений и существование иерархии власти.

Психологическая группа характеризуется такими показателями: а) взаимозаменяемость между членами группы, б) общность взглядов, убеждений, норм, в) общность цели.

В зависимости от понимания взаимоотношений личности и группы буржуазной социальной психологии обозначилось два направления: структуралисты и персоналисты. Первые считают, что в системе «организация – личность», т.е. в отношении группы и ее члена, ведущее значение имеет организация, структура. Она должна создать оптимальные условия для полного использования человеческих ресурсов. Если человек плохо работает, то причина в несовершенстве структуры группы, методов контроля, осуществления власти в ней. При этом вначале считалось, что наилучшей структурой является формальная группа, а затем была выдвинута идея о преимуществе неформальной организации.

Персоналисты исходят из других установок. Главный тезис персоналистов: структура группы (формальной и неформальной) не имеет никакого значения. Уровень эффективности человека зависит от его способностей, от того, как он их оценивает и в какой степени обладает ими.

Указанные концепции не выходят за рамки буржуазной идеологии. Они призваны найти способы укрепления капиталистической системы организации труда, поднять производительность, обеспечить сверхприбыль. И то и другое направление в своих теоретических и практических выводах проповедуют выгоду, прагматизм.

Обработка результатов психологического исследования
Психологическое исследование направлено на изучение личности и психических качеств, происходящих в ней. А для этого требуется инструментарий, при помощи которого необходимо измерять, как изменились свойства и качества личности. Эти измере ...

Психические процессы, воображение и мысленный эксперимент
История развития науки свидетельствует о блестящих результатах применения мысленного эксперимента, а современные тенденции развития знания превращают его в одну из важнейших процедур познания. Мысленных эксперимент использовали Галилей и ...

Дошкольные учреждения системы образования
Детские (логопедические) сады для детей с нарушениями речи оказывают массовую помощь детям с различными отклонениями речевого развития. Их основная задача — коррекция речевого на­рушения и подготовка к обучению в общеобразовательной школе ...