



Методы изучения групп
Основным методом изучения групп является наблюдение. Оно позволяет выяснить содержательную сторону жизни общностей, их структкру, уровень развития и др. социальной психологии различают включенное и невключенное наблюдение. Первое предполагает вхождение наблюдателя, исследователя в состав общности на правах его члена. В этом случае он как бы изнутри изучает группу. Он не только исследует, но и сам участвует во всех делах. Невключенное наблюдение – изучение общности со стороны, без непосредственного участия в ее жизни. Учитель в силу специфики его труда и своеобразия положения по отношению к детской группе (классу, пионерскому отряду, комсомольской группе) оказывается в позиции как включенного, так и невключенного наблюдателя. В одних случаях он становится членом группы, в других – остается за пределами детской общности.
Для изучения некоторых сторон жизни группы используется естественный эксперимент. Он проводится в обычных для испытуемых условиях, содержание эксперимента соответствует деятельности данной общности. Например, в классном коллективе практикуется диспут как форма внеклассной воспитательной работы. Но диспут может быть экспериментальным, если он решает исследовательские задачи и проводится, исходя из этих задач. Поездка за город также может оказаться экспериментальной, если в ходе нее решаются некоторые исследовательские задачи.
Плодотворным при изучении групп является опрос, выявление мнений членов группы о разнообразных сторонах жизни данной общности. Например, в классе производится опрос о содержании и нормах внеклассной работы, выявляется мнение школьников о состоянии учебы и т.д. Опрос имеет несколько разновидностей. Наиболее часто используется интервью и анкета. Интервью предполагает получения сведений от лица при непосредственным общении; анкета – ответ на вопросы, зафиксированные письменно, что создает условие для ознакомления со всей анкетой и продумывания ответа на каждый вопрос. В интервью и анкету могут быть включены открытые и закрытые вопросы. Для закрытых вопросов в анкету включаются варианты ответов. Например: «Хорошо ли работает ваш пионерский отряд?» Варианты ответов: «Да»; «Нет»; «Не знаю». Для открытых вопросов предполагается развернутый ответ. Например: «Что тебя привлекает в работе пионерского отряда?»
Таким образом, группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, активность которого разворачивается одновременно во многих направлениях и требует особых усилий, объединения индивидуальных активностей в единое целое.
Результаты исследования
Результаты исследования, проведенного по методике «Кубик Рубика» представлены в таблице №1:
№ п\п
Ф. И. учащегося
Задание
Общий результат (балл)
Уровень развития наглядно-дей ственного мышления
1
2
3
4
5 ...
Функция побуждения. Мотивационный компонент. Мобилизационный компонент
Продолжительные и продолжающиеся споры вокруг вопроса о мотивирующей роли эмоций — о выполняемой ими функции побуждения
. Полное отстранение эмоций от функции побуждения в значительной мере обессмысливает и производимую ими функцию оценки ...
Белковый синтез
Все молекулы нашего тела непрерывно разрушаются и образуются вновь. Точно так же и в мозгу 90% белков обновляются не более чем за две недели. «Шаблон», по которому в клетке синтезируется белок, - это РНК. Судя по результатам ряда исследов ...
