Терапевтические техники Б.Ф. Скиннера. Последовательная десентивация

Это традиционный метод коррекции нежелательных эмоциональных состояний с помощью воздействия на поведение. Он состоит из нескольких этапов.

· Поведенческий анализ стимулов, вызывающих дискомфортное состояние (например, тревогу) в различных ситуациях. Составление иерархии тревожащих стимулов. Например, у больного выявляется страх высоты – гипсофобия. Психотерапевт составляет «иерархическую шкалу» - перечень ситуаций и сцен, которые вызывают у больного страх, начиная с самого слабого. На первое место может быть поставлено слово «высота», потом вид открытой двери на балкон высотного этажа, затем сам балкон, вид асфальта и проходящих машин под балконом и.т.д.

· Обучение клиента релаксации. Этому посвящены первые несколько сеансов. Обычно психотерапевт предлагает клиенту представить себе, красивое спокойное место (например, на берегу моря). Затем клиент учится расслаблять отдельные части тела, начиная с кистей рук, затем шею, плечи, спину, грудную клетку, бедра, нижние конечности. Психотерапевт просит клиента заниматься расслаблением каждый день в течение 30 минут.

· Клиент пребывает в релаксации, глаза закрыты. Психотерапевт описывает ему ситуации, в которых клиент должен представить себя. Ситуации нейтральны. Если клиент остается при этом расслабленным, психотерапевт предлагает ему более тревожную ситуацию. В момент, когда клиент начинает чувствовать тревогу, он дает сигнал психотерапевту, который прекращает процедуру.

· Одновременное предложение стимула, вызывающего релаксацию, и стимула, вызывающего тревогу, повторяется до тех пор, пока релаксация тревоги на этот стимул не угаснет. Тогда предлагается следующий стимул, стоящий на более высоком месте в иерархии тревожащих стимулов.

Лечение считается законченным, когда человек сохраняет расслабленное и умиротворенное состояние во время всех предлагаемых ему ситуациях.

Освоение деятельности
Основные структурные элементы деятельности – умения, навыки, привычки. Поэтому освоению деятельности в целом зависит от процесса формирования умений, навыков, привычек. Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно ко ...

Проблема личности в современной буржуазной психологии
Личность стоит в центре внимания современной социологии, психологии, педагогики и этики. Возросший интерес к личности определяется как политическими, так и производственными целями. Значение личности – предпосылка эффективного управления ...

Формирование ценностных ориентаций
Американский ученый Е. Берн выдвинул гипотезу о том, что человек формирует свои основные жизненные позиции, принимая важные реше­ния в отношении себя и других людей. Эти решения имеют фундамен­тальное влияние на весь ход его жизни. Берн п ...