Формы и виды мышления

Рассмотрим основные формы мышления – понятие, суждение и умозаключение. Отдельные предметы или их совокупность отражается мышлением человека в понятиях, различных по своему содержанию, – как определенная связь их существенных признаков (то есть в форме понятий). Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные свойства одной группы предметов и явлений. В каждом понятии различаются объем и содержание. Где объем – это совокупность всех объектов, входящих в данное понятие, а содержание – это знание об этих предметах. Наши знания это система понятий. Понятие как обобщение формируется на определенной чувствительной базе, но само оно является результатом абстрагирования, не имеет наглядной формы, в то же время многие понятия поддаются образной конкретизации, они связанны с представлениями. Понятие никогда не остается неизменным, оно углубляется и расширяется.

В форме суждений отражаются связи между предметами и их свойствами. Суждение – форма мышления, в которой отражаются связи предметов и их признаков или отношения между ними. Суждение представляет собой связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания. В суждении различаются субъект (предмет, о котором что – либо утверждается или отрицается) и предикат (то, что утверждается или отрицается). Так, в суждении "закон не имеет обратной силы" предикатом является "не имеет обратной силы". В суждении выражаются не только знание о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания (например, в проблематичных суждениях типа "возможно обвиняемый Сидоров не совершал преступления"). Если истинность суждения вызывает сомнение, мышление приобретает форму рассуждения.

Умозаключение – вывод нового суждения из других суждений; это получение нового знания из имеющихся знаний. Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод получается одним и тем же способом. Подобным же образом, то есть благодаря связи суждений, можно получить вывод, имеющий любое содержание. Общим, что имеется в различных по содержанию умозаключениях, является способ связи суждений. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях. Отличительная особенность правильного вывода в том, что от истинных посылок он всегда ведет к истинному заключению. Такой вывод позволяет из имеющихся истин получать новые истины с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции и тому подобному.

Итак, в мышлении моделируются объективные существенные свойства и взаимосвязи между явлениями, их существенные общие особенности, которые выражаются в форме суждений, умозаключений и понятий.

Перейдем к видам мышления. Одним из генетически ранних видов мышления является наглядно-действенное мышление, в котором преимущественное значение приобретают действия с предметами. Ребенок, как и наши предки, действует с предметами, расчленяя и объединяя их, наглядно соотнося отдельные части. На основе наглядно-действенного мышления возникает наглядно-образное мышление. Если рассматривать уже выше приведенный пример, то постепенно ребенок после наглядного соотношения отдельных частей, начинает действовать с образами этих предметов в уме. Для этого вида мышления характерно оперирование наглядными образами, а не реальными предметами. Высшей степенью развития мышления является абстрактное мышление, мышление в форме понятий и рассуждений (например, установление причин явления при помощи умозаключения). Мышление отдельных взрослых людей также можно разделить на преимущественно образный (художественный), абстрактный (теоретический) и смешанный вид. Но в различной деятельности, обычно, у одного и того же человека на передний план выступает тот или иной вид мышления.

Понятие мотива личности
Проблема мотивов личности является сложной психологической темой, в ней можно выделить следующие основные проблемы. Проблема собственно мотивов, мотивации и мотивационной сферы личности. Вообще, проблема мотивов и мотивации поведения - о ...

Основные процессы памяти
К основным процессам памяти относятся: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание информации. Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания ...

Практическое исследование взаимоотношений в юношеском возрасте
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важная черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Семья являет ...