Процессы и виды воображения

Рассмотрим виды воображения. Воображение подразделяется на произвольное и непроизвольное. Непроизвольное воображение является наиболее простым видом воображения. Оно возникает в связи с теми или иными восприятиями. Например, глядя на облако, человек непроизвольно может вообразить разные фигуры. Слушая показания свидетелей, следователь может образно представить соответствующую ситуацию. Целенаправленное, преднамеренное использование человеком соответствующих элементов своего опыта и реконструкция их в новых образах называется произвольным воображением (создание литературных образов, новых моделей различных предметов, и так далее).

В зависимости от степени оригинальности образов воображение делится на:

- воссоздающее – формирует новые образы на основе описания или условного воображения (рассматривая схему места происшествия, мы представляем реальную местность);

- творческое – создает совершенно новые, оригинальные образы. Творческое воображение называется фантазией, образы которой могут быть простыми (агглютинация – механическое, нереальное объединение частей или свойств различных, несовместимых предметов – русалки, кентавры; воображение по аналогии – грабли по аналогии с рукой человека) и более сложными (гиперболизация – преувеличение предметов, их качеств, количества их элементов – богатыри в былинах и так далее). Наиболее высоким уровнем творческого синтеза является типизация – воплощение в конкретном образе существенных сторон данной группы объектов. Здесь воображение особенно тесно смыкается с мышлением.

Иногда воображение выступает как "заместитель" активной деятельности, не приводящей к выполнению определенной программы действий, это так называемое пассивное воображение (например, мечта может быть активной и пассивной).

Сущность корпоративной культуры детского коллектива в условиях деятельности учебного учреждения
Проблема культурного возрождения сегодня остро стоит перед обществом, и в особенности перед школой, поскольку, с одной стороны, онаучаствуетвформированиинормативно-ценностнойосновыповеденияучащихся, а с другой стороны, как любая организац ...

Методология гендерных исследований
Одним из направлений в области педагогики являются гендерные исследования. Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения развивают в основно ...

Строение человеческой деятельности. Структура деятельности
Деятельность человека имеет свою структуру: мотив, способы и приемы деятельности, цель и результат; а также в структуре деятельности следует различать субъект и объект деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность, объект – ...