Общие выводы о современных направлениях и принципах семейной психотерапии
Страница 2

Психология » Семейная психотерапия и семейное консультирование. Принципы, цели и задачи » Общие выводы о современных направлениях и принципах семейной психотерапии

Популярна у психотерапевтов позиция Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса, которая состоит в том, что выбор того или иного способа организации и проведения семейной терапии зависит от особенностей семьи, а не определяется теоретическими ориентациями семейного психотерапевта.

Ведение семьи одним психотерапевтом или разными (параллельно), организация места проведения психотерапии, интенсивная и частая, или дополнительная и редкая семейная психотерапия - все это определяется сложной совокупностью условий, которые нужно учитывать и гибко решать.

Основным, что должно определять организацию процесса семейной терапии, должно быть обеспечение возможностей для применения самых разнообразных стилей и их быстрой смены в случае необходимости. Эйдемиллер и Юстицкис говорят о необходимости сочетания любых способов организации и ведения семейной психотерапии, соответствующих условиям и дающих положительные результаты.

Мы повторяем, что вслед за В. Сатир, А.А. Бодалевым, В.В. Столиным и др. понимаем под семейной психотерапией систему психологических воздействий, направленных на изменение межличностных отношений в семье а также привитие ребенку и членам его семьи социально приемлемых навыков поведения и способов личностного реагирования.

При этом предполагается, что в основе метода совместной семейной психотерапии лежит допущение о том, что причины психологических проблем и пути их решения неразрывно связаны с функционированием семьи как целостной структуры. Проблемы, приводящие семью к семейному терапевту, затрагивают каждого члена семьи, приобретают личностный смысл для каждого, преломляясь через черты, качества и стиль жизни. Поэтому в семейной терапии работа проводится со всей семьей, а не с каждым ее представителем в отдельности. Мы считаем, что отдельно помочь одному члену семьи, не помогая близким, родным людям, практически невозможно.

На данный момент большинством исследователей поддерживается такая точка зрения, при которой присутствие на сессии всех членов семьи, само по себе рассматривается как фактор, повышающий эффективность семейной психотерапии. Это еще раз свидетельствует о необходимости проведения семейной терапии со всей семьей.

На основании изученных литературных данных мы пришли к следующим выводам:

Во-первых, семейная терапия имеет эффект в семьях, члены которых объединены близкими, хотя и искаженными связями. Во-вторых, психологически семейная психотерапия ведет к разрушению того или иного стереотипа, семейного мифа, который уже дал трещину. Терапевт при этом опирается на здорового члена семьи, человека, на которого больше всего можно положиться, кто меньше всего искажен дисгармоничными отношениями. В-третьих, терапевту очень важно определить реального пациента, т. е. того члена семьи, кто более всего страдает. Чаше всего он не обращается за помощью, и реально является "козлом отпущения".

Вирджиния Сатир вводит в контекст семейной терапии такое понятие, как «боль» семьи, т. е. главную ее проблему, Р. Бэндлер и Д. Гриндер рассматривают «боль» во внутрисемейных отношениях как сигнал для терапевтического вмешательства, т. е. она выступает в качестве симптома, свидетельствующего о необходимости психотерапевтической помощи. Карл Витакер считает, что боль в семье избыть нельзя, ее можно только творчески использовать.

Исходя из этих соображений, семейному терапевту необходимо уметь четко определять главную проблему семьи, и направлять свои усилия на то, чтобы она (боль) способствовала росту как семьи в целом, так и отдельных ее членов.

Интегрировав рассмотренные нами различные подходы в организации и проведении семейной терапии, мы систематизировали основные принципы семейной психотерапии: 1) Концентрация терапевта на всей семье в целом (хотя чаще всего обращение связано с проблемой детей).

2) Нельзя устанавливать сепаративные отношения с членами семьи, члены семьи не могут и не должны иметь секретов друг от друга.

3) Любые внутрисемейные нарушения - результат семейных отношений, а не чья-либо персональная вина, чувство вины не должно фигурировать в ходе работы с семьей.

4) Работая с семьей, надо исходить из того, что любые семейные проблемы имеют не только негативные, но и позитивные причины.

5) Необходимо помнить, что в любой семье есть потенциал для изменений и роста.

6) Взаимное принятие терапевта и обслуживаемой им семьи.

Страницы: 1 2 

Результаты исследования влияния меньшинства
Первая гипотеза касалась того, что испытуемые будут следовать за большинством чаще, чем за меньшинством-то есть при условии большинства чаще выбирать те фигуры, которые были предложены помощниками экспериментатора. Двусторонний анализ ра ...

Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального.
На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон: Блок психических явлений(мотивационный) — направ ...

Воспитание младшего школьника в играх
Изменение роли игры в младшем школьном детстве по сравнению с ранним возрастом связано, в частности, с тем, что в эти годы она начинает служить средством формирования и развития у ребенка многих полезных личностных качеств, в первую очере ...