Методологическое значение теории деятельности С.Л. Рубинштейна – А.Н. Леонтьева

Психология » Теории деятельности человека » Методологическое значение теории деятельности С.Л. Рубинштейна – А.Н. Леонтьева

Теория деятельности, созданная С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, не только раскрывает структуру и содержание психологической деятельности и ее связь с потребностями, но и помогает понять, каким образом исследование внешней деятельности, поведения, может стать методом исследования внутренних состояний психики. Прямое изучение внутреннего состояния психики невозможно, опосредованно, через анализ деятельности, мы можем полно и достоверно ее исследовать. Поэтому методы, построенные на использовании теории деятельности, получили название опосредованных методов исследования психики. Как по отклонению планет мы можем опосредованно открыть наличие невидимой планеты, так и по динамике развития деятельности мы можем опосредованно судить и о невидимых для нас состояниях психики. Теория деятельности стала основой многих программ развивающего обучения. Исследования Леонтьева, Запорожца, Гальперина показали, что в структуре каждого действия можно выделить три этапа — ориентировки в условии и порядке операций, при помощи которых выполняется действие, исполнения (реализации действия) и контроля за его результатом, при котором сопоставляются желаемый и реальный продукт. Работы ученых также показали, что наиболее значимым этапом является ориентировочный, так как правильная оценка условий задания, имеющихся в распоряжении данных и порядка выполнения операций дают возможность практически безошибочно выполнить даже новое действие, получив нужный результат. К сходному выводу пришли и американские бихевиористы, разрабатывавшие методы развивающего обучения.

Переход из начальной школы в среднюю
Переход из начальной школы в среднюю — это рубеж 4-го и 5-го классов. 4-й класс — достаточно спокойный период, когда уже все сложилось: учеба, оценки, взаимоотношения. Это период относительной стабильности, когда психолог может с успехом ...

Анализ и интерпретация результатов
При интерпретации результатов теста “Шкала проявлений тревожности” аномальных детей стало видно, что у большинства из них средняя оценка от 25 до 40 баллов, что рассматривается, как показатель высокого уровня тревожности. Это объясняется ...

Роль невербального общения
Слова хорошо передают логическую информацию. Но чувства лучше передаются не вербально. Согласно исследованиям, 93% информации, передающейся при эмоциональном общение, проходит с помощью невербальных средств коммуникаций. Невербальное общ ...