Виды активности
Страница 2

Даже удовлетворение голода может быть связано с несколькими видами активности — поход в магазин за продуктами, их приготовление и т.д. То есть сложная деятельность состоит из нескольких действий, помогающих ее реализовать, действия есть только у человека, так как для их осуществления необходимо сознание. Действительно, без сознания цели действия и его связи с мотивом люди не могли бы строить отношения с неинтересными (а иногда и неприятными) людьми, выполнять тяжелую, не интересующую нас работу только потому, что за нее хорошо платят, и т.д. Поэтому деятельность и ее мотив могут не осознаваться, но действие и его цель всегда осознанны. Отличаются они и тем, что деятельность определяется желанием, а действие — необходимостью, потому что его результат поможет нам избежать неприятностей или приблизиться к реализации нашей потребности. Хотя при самоанализе различия между действием и деятельностью достаточно очевидны, при внешнем наблюдении развести эти два вида активности сложно, тем более что в одних случаях истинная мотивация неосознанна, а в других — скрывается от окружающих. Поэтому существуют специальные методики, помогающие анализу поведения, наиболее распространенной является экспериментальная ситуация снятия социального контроля (или скрытое наблюдение). Открытое наблюдение также может помочь такому анализу, например чтение книги, не нужной для экзамена, но интересной для учащегося, указывает на наличие мотива, а следовательно, в данном случае чтение — это деятельность. Если же студент захлопывает книгу, узнав, что она не нужна к экзамену, то это — действие, одна из ступенек сложной деятельности, мотивом которой является, например, получение диплома.

Еще одним видом активности являются операции, т.е. способы выполнения действия. Они зависят от условий. Например, я могу сохранить информацию, записав ее на бумаге, запомнив, зафиксировав на пленке и т.д. То есть письмо, чтение, печатание на машинке или компьютере — это операции. Специфические человеческие операции появились благодаря автоматизации и свертыванию действий. Когда ребенок учится писать буквы, он осознает, что ему надо написать букву А или Б. Постепенно он обучается писать быстро, уже не думая, какую букву он выводит, но заботясь только о грамматике. Со временем автоматизируется и эта операция. Взрослый человек задумывается над смыслом того, о чем он пишет, не обращая внимания на свой почерк и орфографию. Более простые операции у человека, так же как и у животных, возникают и формируются бессознательно, например операция ходьбы. То есть операции всегда протекают на бессознательном уровне, хотя и могут осознаваться в случае затруднений.

Страницы: 1 2 

Выводы
Подход Э. Эриксона является развитием концепции З. Фрейда, только сориентирован он на социокультурный контекст становления сознательного Я индивида – Эго. Проблематика Я-концепции рассматривается сквозь смысловое наполнение Эго-идентичнос ...

Соцологические методы исследования личности.
Проведение любого социологического исследования начинается с разработки программы исследования. Программа социологического исследования представляет собой достаточно подробное изложение теоретико-методологических подходов, а также методич ...

Личностный выбор
Студенческий возраст – это возраст активного жизненного поиска, опробования различных ролей и видов деятельности, когда совершаются выборы, определяющие жизненный путь человека. Один из важных выборов в этот период жизни связан с переходо ...