Мотивационные образования и мотивационные черты личности

Психология » Мотивы личности » Мотивационные образования и мотивационные черты личности

И в обыденной жизни, и в психологической литературе наряду с понятием мотивы мы часто говорим о наших желаниях, влечениях, намерениях, различных интересах личности, которые также побуждают человека к деятельности и нередко принимаются за мотивы его поведения. Все они так или иначе характеризуют мотивационную сферу личности и входят в группу так называемых мотивационных образований личности.

По мнению Е. П. Ильина, мотивационные образования представляют собой результат степени осознания причин возникшего побуждения, а также степени удовлетворения потребности (достижения цели) поскольку и то и другое может быть разной степени выраженности, постольку и существуют различные мотивационные образования личности.

К ним относят мотивационные установки (намерения), влечения желания и хотения, а также разнообразные интересы личности.

"Мотивационная установка - это запланированное, но отсроченное намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода". По сути - это "латентное состояние доминанты, готовность к удовлетворению потребности, реализации намерения" (Е. П. Ильин). Ее отличительными чертами являются отдаленность цели деятельности и невозможность непосредственного ее удовлетворения. Вот почему понятие мотивационной установки спадает с намерением.

Влечения, желания, хотения. Существует два подхода к определению этих понятий. Первый из них пытается отдифференцировать их друг от друга, найти в каждом свое собственное психологическое содержание. В наиболее яркой форме этот подход представлен в работах С. Л. Рубинштейна.

По его мнению "влечение - это органическая потребность, отраженная в органической (интероцептивной) чувствительности". Оно имеет соматический источник - раздражение, идущее "изнутри организма". Таким образом, влечение - это одна из форм проявления потребностей, начальный этап в ее осознании,

По мере осознания субъектом своей потребности, потребность переходит в желание. С. Л. Рубинштейн подчеркивает, что в желании отражается его предметная определенность, т. е. происходит осознание предмета удовлетворения потребности, Таким образом, желание включает в себя знания субъекта о цели действия.

Хотение - это устремленность субъекта на овладение предметом желания, т. е. на достижение цели. Хотение, по мнению С. Л. Рубинштейна, возникает тогда, когда желанна не только цель, но и действие, которое к ней приводит. Эта точка зрения разделяется другими психологами: П. И. Ивановым, К. К. Платоновым, П. А. Рудиком.

Другие исследователи считают, что влечение, желание, хотение - это скорее синонимы, выражающие различные стороны и оттенки одних и тех же переживаний, и поэтому предлагают пользоваться термином - влечение (В. С. Дерябин). Е. П. Ильин, подытоживая результаты анализа этих понятий, заключает, что попытки разграничения этих понятий не очень продуктивны, особенно в отношении желаний и хотений. Более того, по его мнению "желание (хотение) скорее всего выступает как собирательный, обобщенный термин для обозначения различных мотивационных образований". Влечение же можно рассматривать как разновидность желания.