Социально-педагогические аспекты развития личности
Страница 2

Социальная среда является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности, развитие ребенка, которое совершается в процессе реального взаимодействия идеальных и наличных форм. Их понимания сути социальной ситуации развития и роли социальной среды следует существование оптимальных возрастных периодов, индивидуальных для каждого ребенка, для обучения различным видам деятельности. Обучение, каким образом, опирается не столько на уже созревшие функции и свойства ребенка, сколько не созревающие, находящиеся в зоне ближайшего развития. Ребенок развивается в самом процессе обучения, а не завершает известный цикл развития. Процесс обучения как сотрудничество ребенка со взрослым есть частный случай взаимодействия идеальной, предлагаемой взрослым и наличной форм жизнедеятельности.

Понимание возрастного развития как процесса освоения новых деятельностей (игровая – учебная – общение - труд.) получила широкое распространение в российской педагогике и психологии. Но одновременно - и это нам представляется важным – развитие есть овладение новыми пространствами – как по глубине (семья – класс – школа – двор – город - мир), так по содержанию. Освоение отношений происходит параллельно и проходит следующие этапы: ребенок – родитель; ученик – учитель; человек – человек; человек- мир.

Эти три процесса (овладение деятельностями, пространствами и отношениями) протекают одновременно и освоение новой деятельности есть результат и одновременно предпосылка овладения новыми пространствами и отношениями.

Для понимания особенностей взросления ребенка в современном обществе задача школы в обеспечении этого процесса необходимо, прежде всего, проанализировать современную социальную ситуацию взросления. Она имеет системный характер, иерархическое строение и может быть рассмотрена, по крайней мере, на трех уровнях.

1. Общемировой, цивилизационный, характеризующий человеческое сообщество, в рамках которого формируется детство. Этот уровень отмечен глубочайшим системным кризисом, хватившим такие сферы, как экология, демография, геополитика, национальные отношения и т. п.

2. Внутренний, свойственный именно нашей стране, проходящей очередной «Революционный» этап своего развития, о посредующей влияние «Верхнего», общемирового уровня.

3. В результате произошли серьезные имения на ближайшем к растущему человеку – индивидуально-личностном уровне, в пространстве его непосредственного развития – семье, школе, компании сверстников.

Страницы: 1 2 

В психологии выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.
1. Императивноеобщение – это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение ...

Спонтанность, простота, естественность
Самоактуализиpованных людей можно охаpактеpизовать как достаточно спонтанных в своем поведении и как предельно спонтанных в своей внутренней жизни, в своих мыслях, побуждениях, желаниях и т.п. Они ведут себя просто и естественно, не пытая ...

Семейное благополучие
Когда выбран спутник жизни, нужно строить отношения. Они строятся на основе того, что каждый из супругов дает друг другу. Для того чтобы выстроить серьезные отношения требуются совместные усилия, однако результат стоит затраченных усилий. ...