Социально-педагогические аспекты развития личности
Страница 1

Важной категорией для понимания процесса развития ребенка во времени служит понятие социальной ситуации развития – определенного соотношения условий социальной среды и внутренних условий формирования личности.

Развитие характеризуется наличием качественных новообразований, которые подчинены своему ритму и на различных этапах требует особой меры. Поэтому реальным основанием периодизации развития являются внутренние изменения самого развития. В культуре существует две полярные (и множество находящихся между ними) концепций развития:

1. Развитие как реализация, комбинирования и модификация врожденных, унаследованных задатков;

2. Развитие как непрерывных процесс самодвижения, характеризующийся, в первую очередь, непрестанным возникновением и образованием нового не существовавшего на прежних стадиях.

Главными критериями развития выступают новообразования, характеризующие сущность каждого возраста. При этом под возрастным новообразованием понимается новый тип строения личности и его деятельности, психологические, социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка и его отношение к окружающей среде (социальной и физической), его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Существует неравномерность процесса развития, о два его типа:

- Медленное, постепенное накапливание изменений – литический период;

- Резкие, бурные взломы кризисы развития.

Кризис, является необходимым периодом развития, в ходе которого происходит разрушение старых и образование новых форм, которые будут существовать на протяжении последующего литического периода развития. Поэтому во время кризисного этапа на протяжении относительно коротко промежутка времени (месяц, год) происходят резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Развитие принимает бурный, стремительный, катастрофический характер.

Основными чертами кризисных этапов развития, отличаемых исследователями, являются:

· Нечеткость границ периода;

· Относительная трудновоспитуемость детей в состоянии кризиса;

· Негативных характер развития, на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания того, что образовалось на предыдущих стадиях.

Значит, самым существенным содержанием развития в кризисе будет возникновение новообразований, носящих переходный характер. Эти новообразования не входят в интегральную структуру будущей личности и отмирают вместе с наступлением следующего возраста.

Таким образом, главным критерием и основанием периодизации детского развития выступают новообразования, относящиеся к сфере деятельности, отношений и освоенных ребенком социальных пространств.

Уровень достигнутого развития характеризуется таким понятием как возраст – целостное динамическое образование, которое определяет роль и удельный вес каждой частной линии, компонента развития. Личность, развиваясь, изменяется как целая в своем внутреннем строении и движении, изменение каждой части личности определяется законами изменения целого.

Развитие характеризуется определенной динамикой – совокупностью всех тех законов, которыми определяется период возникновения, изменения и сцепления структурных новообразований каждого возраста.

Для понимания особенностей развития на различных этапах и его механизмов необходимо учитывать социальную ситуацию развития – своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, естественное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Страницы: 1 2

Психология труда как область научного знания о труде. Объект, предмет изучения и задачи психологии труда
Понятие «психология» возникло на рубеже XVI-XVII вв.; ее автором чаще всего считают немецкого богослова Гоклениуса. Этимологически это слово происходит от древнегреческого psyche (душа) и logos (учение, знание, наука). В научно-философски ...

Первобытное общество - начальная эпоха в истории человечества.
Это время, когда люди жили общинами, сообща владели землей, вместе трудились и распределяли добытые ими блага поровну. Главными связями в первобытной общине были родственные. Многие ученые считают, что для ранней стадии развития первобыт ...

Сходит ли с ума человечество
Великий физиолог Иван Павлов при вручении ему в 1904 году Нобелевской премии в области физиологии сказал: «В сущности нас интересует в жизни только одно — наше психологическое содержание». Несомненно, имелось в виду психическое состояние, ...