Роль ранней, средней и поздней зрелости в формировании человека
Страница 2

Психология » Эго-идентичность » Роль ранней, средней и поздней зрелости в формировании человека

Последняя психосоциальная стадия, которая охватывает возраст от 65 лет и до смерти, подытоживает жизнь человека. Это время, когда каждый пересматривает свои жизненные решения, вспоминает достижение и неудачи. Практически во всех культурах указанный период знаменует начало старости, когда человек теряет физические силы, здоровье и ведет скромную жизнь. В это время субъективное переживание времени пожилым человеком направляется на разнообразные личностные заботы, воспоминания о прекрасном прошлом. Поэтому фаза полной зрелости характеризуется не столько психосоциальным кризисом, сколько оценкой всех предыдущих стадий развития Эго, то есть подводит определенный итог реализации личности в жизни. «Только у того – кто каким-то образом беспокоился о делах и людях, переживал триумфы, поражения, вдохновлял других, произносил идеи – могут постепенно созревать плоды семи предыдущих стадий, - такое определение Э. Эриксон дал Эго-интеграции».

Ощущение интеграции Эго возникает через способность человека анализировать всю собственно прошлую жизнь и способность сказать себе: «Я доволен». Смерть такого человека не пугает, поскольку она видит продолжение себя в потомках или в продуктах творчества. Ведь только в старосте возникает настоящая зрелость и ощущение «мудрости прожитых лет. Мудрость – это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом своей смерти».

На противоположном полюсе находятся люди, которые относятся к собственному бытию как к сгустку нереализованных возможностей и ошибок. На склоне жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать новые пути, чтобы почувствовать целостность Я. Отсутствие интеграции проявляется в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачи и беспокойства о том, что что-то «может случиться». Такие люди по большей части сожалеют, что невозможно прожить жизнь сначала, чтобы исправить допущенные ошибки. А иногда случается так, что чрезвычайно тотальное чувство грусти, жалость или печаль могут привести к сильному ожесточению и даже паранойе. Тогда общераспространенным страхом у таких людей становится внутренний страх не доживать в доме людей преклонных лет. Напротив, чтобы сохранить ощущение Эго-интеграции старшие люди должны активно участвовать в определенных видах деятельности – воспитании внуков, политике, путешествиях. Это даст им возможность сохранить собственную жизнеспособность, то есть целостность своего Я.

Страницы: 1 2 

Сравнительные результаты экспериментальной группы, после проведения работы по повышению самооценки.
Таблица № 7 Группы «А» «В» «С» «D» Контрольная группа до эксперимента 0 41% 23,5% 35,5% Контрольная группа после эксперимента 0 41% 35,5% 23,5% Сравнивая результаты экспериментальной и ...

Успеваемость учащихся экспериментальной группы после проведения работы по повышению самооценки.
Таблица №6 Группы «А» «В» «С» «D» Эксперимент, до начала работы 41% 23,5% 35,5% Эксперимент, после проведения работы 18% 41% 23,5% 18% Если сравнивать результаты в контрольной группе до ...

Сущность корпоративной культуры детского коллектива в условиях деятельности учебного учреждения
Проблема культурного возрождения сегодня остро стоит перед обществом, и в особенности перед школой, поскольку, с одной стороны, онаучаствуетвформированиинормативно-ценностнойосновыповеденияучащихся, а с другой стороны, как любая организац ...