Структура взаимосвязи жизненных ценностей у студентов разных специальностей и возрастов
Страница 1

Психология » Психологическое сопровождение развития профессионального самосознания студентов » Структура взаимосвязи жизненных ценностей у студентов разных специальностей и возрастов

Наиболее приоритетной является для всех студентов профессиональная жизненная сфера, она оценивается большинством студентов в 4 балла (из 5) почти по всем жизненным ценностям. Особенно выделяют в этой жизненной сфере у дизайнеров: «развитие себя», «сохранение индивидуальности», которым дают максимально возможную оценку в 5 баллов. Кроме того, студенты инженерных специальностей оценивают в 5 баллов «материальное положение». Минимальная ценность приписывается «физическому развитию» (в среднем 2,3 балла).

На младших курсах (1-2) почти никто из студентов не работает по специальности, но большая часть планирует по ней работать в будущем. К старшим курсам (5-6) приблизительно две трети студентов работают по специальности и многие планируют это в дальнейшем. Корреляционный анализ показал, что у всех студентов младших курсов все жизненные ценности являются равнозначными и взаимосвязанными между собой. На старших курсах взаимосвязи жизненных ценностях изменяются по-разному у студентов разных специальностей.

Рассмотрим отдельно профессиональные группы.

МЕНЕДЖЕРЫ: 1. У всех студентов, независимо от пола и возраста, высока ценность образования (4-5 баллов). Относительно велика ценность семьи (в среднем 4 балла), но все студенты младших курсов и женщины 5 курса единодушны в своих оценках (разброс данных близок к 0), а у мужчин 5 курса наблюдается значительный разброс данных. Аналогичные данные были получены по отношению к образованию: на 1 курсе разброс мнений практически отсутствует, на 5 курсе он довольно велик и у мужчин, и у женщин (указанные различия статистически значимы ρ≤0,005).

Из жизненных ценностей максимальную оценку получают материальные (5 баллов), а так же «сохранение индивидуальности» и «духовное удовлетворение». Близки к ним «развитие себя» и «личные достижения» (4 балла). Наименьшую оценку имели «креативность» и «престиж» (в среднем 2,6 балла, указанные различия статистически значимы ρ≤0,005). При этом, на 1 курсе в оценке «развития себя», «духовного удовлетворения» и «креативности» наблюдается существенный разброс мнений, на 5 курсе мнение становится более однородным.

К пятому курсу приблизительно половина студентов работает по специальности, в связи с этим формируется система жизненных ценностей. У мужчин-менеджеров в ее центре – «материальное положение» и «креативность», которые коррелируют между собой. При этом «материальное положение» связывается с «сохранением индивидуальности» и «социальными контактами», а «креативность» - с «развитием себя», «духовным удовлетворением» и «престижем».

У девушек-менеджеров 5 курса структура ценностей иная. Центром структуры жизненных ценностей является «духовное удовлетворение», которое коррелирует с «креативностью» и «престижем». «Достижения» связаны с «материальным положением» и «креативностью».

В отличие от менеджеров, ПСИХОЛОГИ старших курсов практически не работают по специальности, и мало кто планирует это в будущем. У них нет чёткой структуры ценностей, только «материальное положение» мало связано с другими ценностями (которые являются практически равнозначными).

Студенты ТЕХНИЧЕСКИХ специальностей также на старших курсах мало работают по специальности и мало планируют работать по ней в дальнейшем. У них максимальную значимость имеет «материальное положение» и оно же коррелирует со всеми другими ценностями (результат противоположный психологам того же возраста).

Страницы: 1 2

Первые опыты оказания помощи детям с психофизическими нарушениями и их семьям
Опыт Жана Итара постепенно приобретает в Европе популярность. Им широко пользуются его коллеги-врачи, которые результатами своей деятельности доказывают возможность лечения и воспитания детей с отклонениями в развитии (Пинель, Эскироль, 1 ...

Простые формы научения и их нейронная основа.
Известно три типа простого научения: 1)привыкание, или габитуация, 2)сенситизация и 3)классическое (Павловское) обусловливание. Простые формы научения не связанны с осознанием изменений в поведении. К этим элементарным формам способно ...

Мир в понимании Я. А. Коменского
Мир Коменского не является лишь просто разнообразием, т. е. суммой всех предметов, всех фактов действительности. Мир в его понимании – это величайшее единство органического типа. Каждое существо, так или иначе, связано с иными существами ...