Теоретические подходы к проблеме «кризиса» в подростковом периоде
Страница 1

Психология » Пубертатный кризис. Психофизиологическое развитие подростков » Теоретические подходы к проблеме «кризиса» в подростковом периоде

Существенные изменения в организме подростка служили в течении длительного времени основой различных теорий о биологической обусловленности особенностей подростка и явления критического развития в этом возрастном периоде. Такое представление господствовало в первую четверть нашего века. Основателями биогенетического универсализма были С. Холл и З. Фрейд они считали существование кризиса и комплекса специфических особенностей подростка явлением неизбежным и универсальным из-за их биологической обусловленности.

В 20-30 года стало набирать силу направление, противоположное биогенетическому универсализму, поскольку в разных странах накапливались конкретные исследования, в которых показывалась зависимость некоторых сторон личности подростка от его социальной принадлежности такая теоретическая направленность существовала в ряде исследований и в советской психологии (в период ее становления). Существенное значение имела практика воспитания трудных подростков; например, у А.С.Макаренко такие подростки за короткий срок переставали быть трудными.

Сильный удар по теориям биогенетического универсализма был нанесен американскими антропологами, которые изучали так называемые примитивные цивилизации, чтобы установить, что в человеке определяется «природой», а что – «культурой», то есть конкретными общественно - историческими условиями жизни и развития. М.Мид, изучавшая подростков острова Самоа, доказала несостоятельность представления о неизбежности кризиса и конфликтов в подростковом возрасте и показала их социальную, а не биологическую обусловленность. Мид обнаружила существование гармоничного, бесконфликтного перехода от детства к взрослости у девочек-подростков на Самоа и подробно описала условия жизни, особенности воспитания и отношений детей с окружающими. Подростковый возраст у девочек Мид оценила в целом как наиболее приятный и свободный период по сравнению с детством и взрослостью. Позже она показала, что наступление у девочки половой зрелости, во-первых, может не быть для нее фактом чрезвычайной субъективной важности и проходить почти не замеченным и, во-вторых, иметь разное значение в жизни девочки: в одних случаях наступление половой зрелости является сигналом для признания ее взрослости и подготовки к брачной церемонии, в других – только изменяется круг ее прав и обязанностей.

В исследованиях антропологов было установлено, что подростковый период может иметь разную длительность и ограничиваться несколькими месяцами. Было опровергнуто и утверждение об обязательности «Эдипова комплекса» у мальчиков и установлена возможность отсутствия кризиса у мальчиков-подростков как в условиях специальной подготовки к взрослому статусу, который приобретается подростком после инициации, так и при постепенном овладении требованиями этого статуса.

Антрополог Р.Бенедикт выделила два типа перехода от детства к взрослости: 1) непрерывный и 2) с наличием разрыва между тем, чему ребенок учится в детстве, и теми способами поведения и представлениями, которые необходимы для осуществления роли взрослого. Первый тип перехода существует в условиях сходства ряда важных норм и требований к детям и взрослым. В таких обстоятельствах развитие протекает плавно, ребенок постепенно учится способам взрослого поведения и оказывается подготовленным к выполнению требований статуса взрослого. Второй тип перехода наблюдается при расхождении в существенных требованиях к детям и взрослым (Бенедикт и Мид считали его характерным для современного американского общества и стран с высоким промышленным развитием). В таких условиях переход от детства к взрослости происходит с разными трудностями и имеет специфический результат – неподготовленность к выполнению роли взрослого при достижении формальной зрелости. Бенедикт подчеркивала, что путь, по которому происходит переход от детства к взрослости, различен в разных обществах и ни один из них не может рассматриваться как «природная» тропинка в зрелость.

Теоретическое значение исследований антропологов велико. Было доказано, что конкретными социальными обстоятельствами жизни ребенка определяются:

Страницы: 1 2

Объективные тесты
Объективные тесты – методики, предназначенные для измерения результативности и способа (особенностей) выполнения заданий, тесты, в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение поставленных задач [5, с.17]. Существует д ...

Расстройство настроения
Настроение – это длительное, относительно уравновешенное и устойчивое эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности и не имеющее существенных колебаний в течение достаточно длительного периода, окрашивающее отдельные ...

Теоретические основы исследования образного мышления. Понятие о мышлении
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения ...