Таким образом, эмоциональные нарушения и поведенческие расстройства рассматриваются когнитивной психотерапией как опосредованные искажения в функционировании когнитивных структур. Когнитивные искажения (неадаптивные когниции, неэффективные когнитивные стратегии) – это мысли, вызывающие неадекватные или болезненные эмоции, затрудняющих решение какой-либо проблемы. Неадаптивные когниции носят характер «автоматических мыслей»: они возникают, без какого либо предварительного рассуждения, они непроизвольны. Ниже приведены примеры когнитивных искажений.

· Дихотомическое мышление – склонность мыслить крайностями в личностно значимых ситуациях. Человек воспринимает мир в контрастных цветах, отвергая полутона.

· Персонолизация – склонность интерпретировать события с позиции личной значимости. Люди при этом переоценивать свою связь с социальными ситуациями и событиями.

· Выборочное абстрагирование (извлечение) – это интерпретация ситуации на основе одной ее детали, извлеченной из контекста, при игнорировании других деталей. Человек не учитывает целостный контекст.

· Сверхгенерализация – неоправданно широкое обобщение на основе единичного случая.

· Катастрофизация (драматическое преувеличение) – преувеличение негативных последствий каких-либо событий.

Теоретические аспекты особенностей юношеского возраста. Характеристика юношеского возраста
Период характеризуется завершением физического развития организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоничное соответствие сердечно -сосудистая система, замедляется темп роста тела, нарастает мышечная масса, повышается ее ра ...

Семейная психотерапия и семейное консультирование
Создание психологической службы, закрепленное в системе образования официальными документами 1989, 1993 гг., подготовка практических психологов, появление психологических центров и консультаций дало резкий толчок к развитию психологическо ...

Влияние внутрисемейных отношений на специфику взаимосвязи индивидуально-психологических свойств в структуре индивидуальности
Проблема изучения своеобразия индивидуально-психологических качеств личности в зависимости от особенностей семейного воспитания была предметом исследования в трудах целого ряда отечественных психологов. Ее изучали Л. Баркан, Л. И. Божович ...