«Мозговой штурм» как вид творческого воображения

Психология » Воображение и творчество » «Мозговой штурм» как вид творческого воображения

Порождение ценных идей - процесс творческий и совершенно непредсказуемый.

Мозговой штурм – методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решения. Т.е. это процедура группового креативного (творческого) мышления, средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале второго этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей - основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа: не делать никаких ограничений на количество идей; полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой; необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов, и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма, ведущий производит четкую постановку решаемой задачи. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи решения поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные.

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются и у участников начинают возникать необычные идеи. Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор.

В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное, творческое решение проблемы.

Харизма лидера. Определение и истоки харизмы
Само слово «харизма» означает «божий дар», а именно дары Святого Духа, излитые на апостолов. Действительно, наличие у себя качеств, которые принято называть харизматическими, вполне можно расценивать как подарок. Классическое определение ...

Введение.
Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает ...

Типы конфликтных личностей
В разрешении конфликтов важное значение имеет способность субъектов правильно оценивать и учитывать личностно-психологические особенности своего контрагента. Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее част ...