Структура процесса консультирования
Страница 1

Психология » Психологическое консультирование » Структура процесса консультирования

Ни одна из школ консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия клиента и консультанта. Поэтому, Р. Кочюнас, вслед за Б.Гилландом, предлагает рассматривать общую модель структуры консультативного процесса, называемого эклектической, и включающей несколько этапов:[7]

1) Исследование проблемы. На этой стадии консультант устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, проявить максимальную искренность, внимание, сочувствие. Следует поощрять клиента раскрываться, углубляться в свою проблему;

2) Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремиться точно, охарактеризовать проблему клиента. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания проблемы. Г.С. Абрамова пишет: « Вторая стадия интервью обычно начинается со сбора информации о контексте проблемы; решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей клиента. Маркировка этой стадии интервью: «В чем проблема?». Психолог решает следующие вопросы: зачем клиент все таки пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении проблемы? На материале заявленной темы психолог уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы. Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы».[8]

3) Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы решения проблем. Можно составить список возможных решений. Следует найти такие решения, которые клиент может использовать непосредственно.

4) Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие решения являются реалистичными с точки зрения его, клиента, опыта и желания измениться. Реалистичность проверяется средствами ролевых игр, репетиций действий и др. Г.С. Абрамова, описывая интервью в структуре консультирования, отмечает: «На этой стадии интервью задачи психолога состоят в том, чтобы способствовать изменению мыслей. Действий и чувств клиентов в повседневной их жизни. Из практики консультирования известно, что многие клиенты ничего не делают для изменения своего поведения. Психологу надо относиться к этому спокойно, так как эффект от консультирования определяется, скорее не действиями, а переживаниями клиента, которые приводят к медленному изменению»[9];

5) Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту построить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении цели. Клиент должен усвоить, что частичная неудача – еще не катастрофа.

6) Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения.

Такая структура не является жестко заданной. У консультанта должны быть общие установки, структурирующие процесс консультирования сообразно с реальностью:

1) Не бывает двух одинаковых клиентов, поэтому каждое взаимодействие неповторимо;

Страницы: 1 2

Методики диагностики характера
На протяжении всей истории психологии неоднократно принимались попытки построения типологии характеров. Одной из наиболее известных и ранних из них являлась та, которая еще в начале XX века была предложена немецким психиатром и психологом ...

Проблемы мотивации в психологической науке. История изучения активности человека и животных.
Научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великие мыслители древности – Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о нужде как учительнице жизни. Демокрит, нап ...

Первобытное общество - начальная эпоха в истории человечества.
Это время, когда люди жили общинами, сообща владели землей, вместе трудились и распределяли добытые ими блага поровну. Главными связями в первобытной общине были родственные. Многие ученые считают, что для ранней стадии развития первобыт ...