Влияние внутрисемейных отношений на специфику взаимосвязи индивидуально-психологических свойств в структуре индивидуальности
Страница 2

Психология » Анализ целостной структуры индивидуальности » Влияние внутрисемейных отношений на специфику взаимосвязи индивидуально-психологических свойств в структуре индивидуальности

4. Тип Д — внушение ребенку, что он своим поведением повинен в разводе, болезни или смерти одного из родителей;

5. Тип Е — отсутствие в окружении ребенка человека, способного понять его переживания, стать фигурой, замещающей отсутствующего или пренебрегающего своими обязанностями родителя. В нашем исследовании принимали участие испытуемые из неполных и распавшихся семей. Для этих типов негармоничных семей, по данным А. А. Бодалева, характерно преобладание таких типов патогенного родительского поведения, как А, С, Е. То есть в этих семьях обнаруживается нарушение эмоциональных связей между членами семьи, что может оказывать влияние на специфику восприятия родителями образа собственного ребенка, а следовательно, создавать своеобразную установку при восприятии поведения подростка, его поступков, личностных особенностей.

Проблема изучения влияния деструктивных эмоциональных связей в семье на развитие личности ребенка нашла свое отражение в исследованиях, проведенных М. Земска. По данным этих исследований, чрезмерная эмоциональная дистанция и доминирование как стиль поведения родителей с детьми приводят к возникновению у ребенка чувства ненужности родителям, ощущения себя лишним, состоянию тревожности, отсутствию самостоятельности. В результате формируются такие личностные особенности, как агрессивность, непослушание, лживость, девиантное поведение, а также чрезмерная впечатлительность, неуверенность и робость.

Напротив, уступчивость как стиль поведения родителей по отношению к детям, а также повышенная концентрация внимания на ребенке способствуют формированию таких поведенческих реакций, как доминирование личных потребностей ребенка над потребностями других, непослушание, отсутствие самостоятельности и ответственности за собственные поступки. Личностные особенности, характерные для этих детей, проявляются в отсутствии социальной зрелости — в беспомощности, чрезмерном преувеличении собственной значимости, неспособности устанавливать прочные эмоциональные контакты и т. д.

Гипотеза нашего исследования состояла в том, что восприятие родителями образа собственного ребенка в благополучных и неблагополучных семьях значимо различается и зависит от степени отверженности ребенка в данных семьях.

Для изучения представлений родителей о своих детях была использована методика, предложенная А. И. Баркан. Родителям предъявлялись два списка личностных черт (94 характеристики), одинаковых по содержанию. В первом списке нужно было выделить те черты, которые родители хотели бы видеть у своих детей еще до их рождения. Во втором списке родителям предлагалось выделить те особенности, которые имеются у ребенка сейчас. Затем родители выделяли те качества (в списке они уже были отмечены специально — это нежелательные и отрицательные черты характера), которые у их ребенка наиболее выражены.

Далее осуществлялся подсчет общего количества черт характера и особенностей ребенка со знаком «+» в первом списке, затем общим количества черт характера ребенка со знаком «+» во втором списке и, наконец, общего количества черт характера и особенностей ребенка со знаком «+», совпавших в двух списках черт. После подсчета первичных результатов вычислялся процент совпавших черт и особенностей ребенка в двух списках. По мнению А. И. Баркан, «чем выше процент совпавших черт характера и особенностей ребенка, тем менее отвержен ребенок родителями в семье».

Еще одним показателем степени отверженности ребенка родителями служило процентное соотношение выделенных нежелательных и отрицательных черт характера по сравнению с положительными.

Таблица 3. Выраженность показателей

степени отверженности ребенка в семье

Благополучные семьи

Неблагополучные семьи

% совпавших черт

% отрицательных и нежелательных черт

% совпавших черт

% отрицательных и нежелательных черт

62

33

32

50

70,7

0

23

100

55,5

10,7

76,5

0

68

0

58

14

53

40

75,7

16

80

0

72

0

25

33

78,8

0

46

37

20

100

66

0

25

125

82,5

0

64,5

0

40

31

55,8

57,9

47

5,8

18,5

140

42,4

0

51

52,6

40

0

12,5

40,0

65,7

0

28,5

75

Среднее 46,1

Среднее 12,7

Среднее 56,3

Среднее 75,4

Страницы: 1 2 3

Диагностика уровня и содержания адаптации 5-классников к новым условиям обучения
Методический комментарий Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраст ...

Специфика архаического сознания
Как мы могли заметить, в первобытный период культуры высока степень зависимости людей от природы, поэтому первым этапом в развитии архаического мышления становится анимизм(лат. "душа") — одушевление природы. Не выделяя себя из ...

Современный этап в разработке проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
Современный этап развития коррекционной педагогики и психологии характеризуется поиском новых эффективных путей социальной адаптации детей, страдающих физическими и психическими недостатками. В этой связи проблема семьи, воспитывающей реб ...