Сущность и роль теста-опросника Стреляу
Страница 1

Психология » Сущность и роль теста-опросника Стреляу

Темперамент – это наиболее общая формально-динамическая характеристика индивида. Сам по себе темперамент не определяет уровень успешности личности в той или иной сфере профессиональной сфере. Тем не менее, накладывая свой отпечаток на индивидуальные особенности личности, темперамент может оказывать влияние на работу, учебу и вообще деятельность человека.

Для организации результативной и наиболее эффективной деятельности личности крайне важно знать каким образом и насколько последовательно и стабильно психические структурные особенности проявляются и оказывают влияние на производственную деятельность специалиста.

Наиболее наглядно такая зависимость структурных психических особенностей и условий деятельности, следовательно, и ее результатов, проявляется в соответствии динамических особенностей и их применения в процессах деятельности.

Очевидно, что слабый тип темпераментного психического реагирования, обладая своими оптимальными границами порогового возбуждения, зависимо нуждается и в условиях, когда такое возбуждение не превышает возможностей его восприятия. Оптимальные границы такого реагирования в количественном выражении значительно уступают динамическим границам сильного типа.

Нормальные условия иннервации для сильного типа являются далеко не нормальными для слабого. Даже ограниченное эмоциональное взаимодействие таких типов между собой может восприниматься психикой слабого типа как давление. Поэтому вполне естественно, что и внешне, слабый тип не обладает соответствующими качествами, и внутренне активно избегает и таких условий функционирования и таких взаимодействий.

Такие особенности психической структуры формируют своеобразное взаимное несоответствие и со стороны условий организационной деятельности и со стороны психики, изначально ограждая ее от стремлений попасть в условия, не являющиеся оптимальными.

Менее наглядно и иначе зависимости от условий деятельности проявляются в психических особенностях представителей сильного, неуравновешенного типа темперамента.

Для них любые условия производственного взаимодействия являются оптимальными и личностно предпочтительными. В таких случаях процессы соответствия деятельности начинают регулироваться механизмами управления их личностной активностью и возможностями формирования интереса к ее результатам.

Наличие таких поведенческих качеств как вспыльчивость, несдержанность, отсутствие самообладания в совокупности со значительной деятельностной активностью формируется структурными психическими качествами и свойствами и зависит от степени их выраженности, уровня личностной адаптации и способности ими самоуправлять и управляться. Успешность и эффективность их деятельности зависит от того, насколько процессы возбуждения превышают процессы торможения и как такое психическое реагирование проявляется в различных условиях и ситуациях жизнедеятельности.

Для оценки темперамента и его свойств разработано немало диагностических инструментов. Существуют лабораторные методы диагностики, дающие достаточно объективную информацию об общей активности, скорости возникновения психических процессов, их интенсивности и устойчивости, темпе и ритме деятельности и поведения человека. Но эти методы сложно, а иногда и просто невозможно (в силу многих причин), использовать в работе кадровых служб, в рамках социальной работы.

Один из них – Тест-опросник темперамента Я. Стреляу, который так и называется: "Личностный опросник Я. Стреляу". Он предназначен для диагностики основных свойств нервной системы – силы процесса возбуждения/торможения и подвижности. Тест предназначен для изучения типа нервной деятельности лиц юношеского возраста и взрослых.

В основе опросника лежит концепция И. П. Павлова о трех основных свойствах нервной системы: силе слабости, уравновешенности неуравновешенности, подвижности – инертности.

Комбинации этих свойств нервной системы определяет тип высшей нервной деятельности. По силе процесса возбуждения различают сильный или слабый тип нервной системы. Сильный тип нервной системы в зависимости от преобладания процессов возбуждения или торможения может быть уравновешенным и неуравновешенным. Сильный уравновешенный тип, в свою очередь, подразделяется на подвижный и инертный.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Задачи развития
Младший подростковый возраст — 10—11 лет. В это время дети в основном уравновешенны, спокойны, они доверчиво относятся ко взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Это открывает боль ...

Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Как указывает Г.В.Чиркина, основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, ...

Все люди разные.
Для того чтобы создать хорошие и любовные взаимоотношения, необходимо понимать эту истину. Однако в жизни мы не всегда признаем, что другие люди отличаются от нас. Мы выказываем недовольство, сопротивляемся и отвергаем эти различия. Мы т ...