Сущность и роль теста-опросника Стреляу
Страница 3

Психология » Сущность и роль теста-опросника Стреляу

Сильный тип разделяется на уравновешенный и неуравновешенный.

У уравновешенного типа темпераментного реагирования механизмы возбуждения и торможения в общем процессе психического реагирования значимо сбалансированы и выражаются в поведении как свой комплекс личностных условий, средств и возможностей жизнедеятельности.

У неуравновешенного типа механизмы возбуждения превалирют над механизмами торможения, что и в поведении выражается как особая устойчивая система жизнедеятельности со своими особыми условиями, средствами и возможностями.

Сильный тип темпераментного реагирования, обладающий особенностями уравновешенного взаимодействия механизмов возбуждения и торможения в общем процессе психического реагирования, также обладает модификационными особенностями, отражающимися в поведении и формирующимися механизмами подвижного или инертного психического реагирования.

Подвижность психических процессов формирует свои оптимальные условия психического реагирования и формирует свой тип темпераментных особенностей и свою стратегию поведения. Инертность психических процессов нуждается в своих оптимальных условиях и общий процесс психического реагирования принимает вид своих типологических особенностей, что и особенным образом выражается в поведении.

Методика Я. Стреляу построена и работает таким образом, что реципиент, выбирая из предложенных, предпочтительные для себя ситуации, средства или способы реагирования, тем самым выражает особенности своего структурного строения психики и определенным образом показывает какие условия, средства и способы жизнедеятельности являются для него предпочтительными и наиболее ему соответствуют. Такие зависимости строения психики и условий, средств и способов жизнедеятельности прогностически достаточны и позволяют строить модели личностного соответствия лишь в тех случаях, когда темпераментные типологические особенности выражены ярко и между ними и поведением нет модификационных искажений, что практически бывает достаточно редко.

Адаптационные механизмы развития психики, большая вариабельность использования доступных средств, механизмы формирования личностной направленности и множество других факторов, влияющих на особенности личностной стратегии поведения не дают возможности сформировать исчерпывающую и практически применимую психологическую модель личности, ограничившись лишь определением типологических темпераментных особенностей.

Свое отношение к условиям деятельности и ее результатам, свои особенности реализации личностных средств может проявляться и проявляется и у обладателей других типов темпераментного реагирования.

Структура и особенности нервной деятельности — это своеобразная основа поведенческих и характерологических личностных особенностей, русло психофизиологических параметров, в рамках которых формируется и реализуется комплекс личностных особенностей и свойств, принимая вид личностно особенной стратегии поведения.

При моделировании личностной деятельности и анализе организационных соответствий необходимо, но мало знать основу личностных психических особенностей.

Необходимо определить и стабильные поведенческие и характерологические зависимости, превращающие личностно особое поведение в устойчивую стратегию проявлений механизмов и средств взаимодействий, отношений к условиям, формирование и реализацию мотивов и потребностей и ряд других свойств и качеств, формирующих из типовых темпераментных особенностей психического реагирования индивидуально особенные поведенческие и характерологические черты и свойства.

В процессе тестирования испытуемому предлагается вопросы об особенностях поведения испытуемого в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов плохих или хороших. На вопросы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам. Отвечать необходимо “да”, “нет”, “не знаю”.

Психологический тест Я. Стреляу содержит три шкалы, реализованные в виде перечня из 134 вопросов. Результат подсчитывается отдельно по каждой шкале. Ответ, совпадающий с ключом, оценивается в два балла, нейтральный ответ в один балл. "Сырые" баллы по каждой шкале сравниваются со статистическими границами:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Аналитическая интроспекция
Ученик В. Вундта Эдвард Брэдфорд Титченер (1867-1927) помимо ощущений и чувствований считал элементами сознания ещё и представления («следы прежних ощущений»). Он предлагал более строгий метод интроспективного анализа – метод аналитическо ...

«Примитивная ментальность»
Эволюционизм и анимистическая школа в этнологии, а затем социологический рационализм Дюркгейма выделили элементы примитивной ментальности, которые они отнесли к архаическому типу об­щества. В контексте этих первых исследований, кото­рым н ...

Развитие чувств
Новые грани чувств ребенка младшего школьного возраста развиваются, прежде всего, внутри учебной деятельности и по поводу учебной деятельности. Конечно, все те чувства, которые появились у него в дошкольном возрасте, продолжают оставаться ...