Место родного языка в философско-дидактичесой концепции Я. А. Коменского
Страница 3

Психология » Ян Амос Коменский как выдающийся педагог и психолог эпохи Возрождения » Место родного языка в философско-дидактичесой концепции Я. А. Коменского

Подготовка детей в процессе обучения и воспитания тесно взаимосвязана, с содержанием и методами обучения. Оно должно, согласно Коменскому, быть последовательным, постепенным, легким, основательным, проходить быстро, в точно установленные сроки. Методы обучения должны быть по возможности простыми и ясными, все «темные» и догматические способы обучения должны быть отринуты. Материал должен излагаться в простых формах, без лишнего многословия. Коменского принято считать отцом славянской педагогики.

Исходя из основных принципов обучения, учитывая разные возрастные особенности детей, Коменский в «Великой дидактике» дает стройную систему дидактических приемов школьной практики, которыми должен руководствоваться в своей работе учитель. Коменский настаивал на необходимости познания реальных предметов окружающей действительности в целях ее совершенствования, отталкиваясь от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от фактов к выводам и т. д. Отсюда вытекает принцип природосообразности в воспитании и образовании. Коменский стремился построить его на основании знания законов развития человека, рассматривая его как часть природы. Рассматривая чувственное восприятие окружающего мира как исходный момент познания, Коменский придавал большое значение процессу наблюдения, сравнения. В связи с этим Коменский устанавливает «золотое правило дидактики», согласно которому предъявляет соответствующие требования к наглядности в обучении.

Важным моментом в системе обучения Коменского является впервые детально им разработанная классно-урочная система.

В связи с этим Коменским ставится вопрос о дисциплине в школе. Следуя за Аристотелем, он исходит в своей педагогике из общего назначения дисциплины в обществе, условием существования которой является порядок, излагаемый в «законах» и «уставах». По Коменскому, такое соблюдение является основной целью самой школы: «Школа без дисциплины есть мельница без воды». Он разрабатывает статут «Законов хорошо организованной школы», который оказал влияние на статут Львовской братской школы (1658).

По окончании обучения юноши, согласно Коменскому и Крижаничу, должны стать образованными, морально воспитанными людьми. Особенно значительное место отводится нравственному воспитанию. Задачу эту они в основном возлагают на школу, которая, по Каменскому, должна нравственно влиять на общество и быть общественной мастерской «добродетели». В систему нравственности Коменский включает «всю внутреннюю и внешнюю основу побуждений», т. е. культуру воспитуемого.

На уровень норм нравственности Коменский возводит трудовое воспитание в школе и вообще трудовую деятельность в обществе. Он указывает на высокую роль труда в воспитании, на его роль в развитии моральных, физических и эстетических сил человека. «Без труда — нет счастья», у человека «деятельность» должна быть ведущей, — заключает Коменский. Необходимо, чтобы в школе господствовала атмосфера радостного, доброго труда. Коменский осуждает праздность, тунеядство, безделье.

Существенным демократическим требованием Коменского было введение обучения на родном языке. Считая родной язык «вратами», через которые народ познает мудрость, великий дидактик создает на родном языке «Материнскую школу» (1628), «Чешскую дидактику» (1632) для улучшения воспитания и обучения чешских детей.

Страницы: 1 2 3 4

Особенности взаимодействия с точки зрения психоанализа
В результате анализа научных источников по рассматриваемой проблеме, особое внимание необходимо уделить психоаналитической теории З.Фрейда. Именно она вызвала у меня особый интерес. Прежде всего необходимо сказать о том, что психоанализ ...

Источники ценностных представлений
Почему родители без устали поощряют детей за одни поступки и все­гда ругают за другие: «Хорошие дети так себя не ведут!»? Почему актив­ное поведение высоко ценится, а лень рассматривается как порок? Выработка ценностей происходит довольн ...

Психологические знания Аль-Кинди, Разеса и аль – Фараби
Родоначальник перипатетических традиций мусульманского Востока, «философ арабов», продолжил аристотелевское учение. Его перу принадлежат 238 сочинений, среди которых психологические трактаты «О разуме», «Рассуждение о душе», «О первой фил ...