Студенческий возраст – это возраст активного жизненного поиска, опробования различных ролей и видов деятельности, когда совершаются выборы, определяющие жизненный путь человека. Один из важных выборов в этот период жизни связан с переходом на следующую ступень образования и выбором образовательного учреждения. Последствия такого выбора в разной степени изменяют жизненный мир. Он может привести к кардинальным изменениям всей жизненной ситуации (в случае переезда в другой город, отрыва от родительской семьи), а может быть частичным, когда происходит только смена образовательного учреждения.

Важный аспект развития в этом возрасте – построение системы ценностей, являющейся основанием для совершения выбора. Салиховой Н.Р. описаны две динамические тенденции: 1) тенденция к согласованию меры важности ценности и ее реализованности (реализуемость); 2) тенденция к рассогласованию меры важности ценности и ее реализуемости (барьерность), зависящие от характера переработки рассогласований при восприятии человеком соотношения важности и доступности личностных ценностей. Их соотношение определяет смысловой тип личностной ценности. Показано, что в стабильной социальной среде вхождение в социальную общность и выход из нее связаны с большей барьерностью, а состояние освоенности – с большей реализуемостью смыслового типа. Мы предположили, что существует взаимосвязь особенностей барьерности-реализуемости личностных ценностей с характером личностного выбора в юности.

В качестве модельной ситуации личностного выбора мы использовали в одном случае выбор после окончания школы поступление в ВУЗ, связанный с переездом в другой (большой) город, где молодые люди должны жить более самостоятельно, осваивая новую социальную реальность; в другом – выбор в качестве места дальнейшего образования филиал ВУЗа или ССУЗ в своем родном (небольшом) городе, где молодые люди остаются жить вместе с родителями в рамках относительно более освоенного ими социального мира. И в том, и в другом случае осуществленный выбор закончился успешно: поступление в желанный вуз. Однако для первых характерно стремление к смене социальной общности, а для других – стремление «оставить все как есть».

Для проверки гипотезы было проведено эмпирическое исследование, где приняли участие 71 человек в возрасте от 17 до 20 лет, успешно перешедшие на следующую ступень образования: 37 человек, поступившие в ВУЗ в другом городе (назовем их условно «столичные»), и 34 человека, продолжающие образование в родном городе (назовем их условно «периферийные»). На материале попарного сравнения терминальных и инструментальных ценностей (М. Рокич) по критериям важности и доступности определялась степень выраженности барьерности-реализуемости личностных ценностей.

При сравнении барьерности-реализуемости конкретных инструментальных ценностей обнаружено, что у «периферийных» больше ценностей с барьерным (25%) и проблемно-барьерным (58%) смысловым типом, по сравнению со «столичными», у которых ценности распределились между барьерно–реализуемым (67%) и свободно–реализуемым (25%) типами. В отношении терминальных ценностей аналогичные различия – у «периферийных» 75% ценностей относится к барьерному и 8% к проблемно-барьерному смысловому типу, у «столичных» 58% ценностей относится к барьерно-реализуемому, а 42% к барьерному типу. Данные различия подтверждаются при статистическом сравнении абсолютных значений индексов реализуемости и барьерности по t-критерию Стьюдента, показавшем, что индекс реализуемости выше у «столичных» (p<0,01), а индекс барьерности выше у «периферийных» (p<0,01). Такая же тенденция обнаружена при анализе индивидуальных индексов барьерности-реализуемости личностных ценностей. В целом, высокая барьерность смыслообразования относительно инструментальных ценностей у «периферийных» означает недостаточную освоенность собственных личностных проявлений, что явилось внутренним препятствием для перехода к освоению более широкого социального мира; а высокая реализуемость этих ценностей у «столичных» означает освоенность личностных проявлений, что позволило им осваивать новое социальное пространство. Преобладание же барьерных смысловых типов в отношении терминальных ценностей является проявлением возрастной специфики юношеского возраста как перехода к освоению взрослой жизни. Однако, как показали результаты, у «столичных» реализуемость этих ценностей выше в сравнении с «периферийными».

Страницы: 1 2

Законы и закономерности обучения.
Закономерности - это устойчивые, существенные повторяющиеся в определенных условиях взаимосвязи. Закономерности в образовании определяются как законы при условиях: а) четкое, объективно устанавливается связь в обучении; б) полностью исс ...

Практическая часть
Следующим показателем, характеризующим особенности формирования ЦО личности учащихся старших классов, является содержательная сторона иерархической структуры ЦО. Она определяется по величине ранга, полученного той или иной ценностью. Сове ...

Место родного языка в философско-дидактичесой концепции Я. А. Коменского
В многогранном творчестве Я. А. Коменского важное место занимали вопросы языка и языкознания. Более 40 лет он посвятил созданию фундаментального труда «Сокровищница чешского языка». Языковая проблематика довольно обстоятельно рассматрива ...