Теоретические подходы к исследованию межкультурной
адаптацииСтраница 2
Р. Вичерт [Wichert, 2005] в своих рассуждениях идет еще дальше и выносит на обсуждение вопрос о желательности аккультурации как таковой. С его точки зрения процесс аккультурации можно рассматривать как нежелательный и неприемлемый отказ от своей культуры в пользу новой. Анализ публикаций показывает, что в последнее время некоторые социальные психологи пересмотрели свои подходы к исследованию проблем межкультурной адаптации. Так, например, в последних работах Я.Ким межкультурная адаптация уже рассматривается как отдельная категория, при этом в ее теоретической модели акцент явно смещается в сторону теории социальной идентичности. Она считает, что рост этнических движений в последнее время способствовал тому, что сегодня при изучении межкультурной адаптации в фокусе внимания социальных исследователей оказывается не столько аккультурация, сколько вопросы «этничности» иммигрантов и их сообществ.
Еще один немаловажный вопрос, который поднимается практически во всех исследованиях по данной проблематике, - это вопрос о потребности в межкультурной адаптации. Отвечая на него, многие социальные психологи говорят о том, что адаптация необходима для того, чтобы достичь чувства принадлежности, которое, в свою очередь, является необходимым условием на пути к личностному росту, обусловленному адаптацией. По достижению чувства комфорта и принятия со стороны нового окружения, адаптанты могут начинать создавать поддерживающие связи и, как результат, чувствовать себя более уверенно.
В большинстве современных исследований, посвященных проблемам межкультурной адаптации, она рассматривается как сложный многофазовый процесс, по завершении которого человек достигает определенного соответствия новой культурной среде. Обобщая исследования по данной проблематике, Д.Берри, однако, пришел к выводу, что адаптация не обязательно означает лучшее соответствие новому окружению. По своей валентности она может быть как положительной, так и отрицательной. В первом случае обычно говорят, что человек хорошо адаптировался. Однако достаточно часто результат может быть отрицательным. Многие мигранты, даже прожив в новой культуре много лет, плохо к ней приспосабливаются. Иными словами, можно говорить о разной степени или качестве адаптированности.
Большинство авторов выделяют три вида или аспекта межкультурной адаптации:
• психологический;
• социально-культурный;
• экономический
Все эти виды межкультурной адаптации рассматриваются как взаимосвязанные и в равной степени важные показатели успешного приспособления к новому культурному окружению.
Впервые различие между психологической и социально-культурной адаптацией было проведено К.Уорд и ее коллегами.
По-мнению К.Уорд, в основе психологической адаптации лежат аффективные реакции, связанные с ощущение благополучия или удовлетворения в процессе кросс-культурного перемещения.
Соглашаясь с ней, П.Шмитц и Д.Берри относят этот аспект межкультурной адаптации к внутренним психологическим результатам, таким как хорошее физическое самочувствие, душевное здоровье, чувство психологического комфорта и самоуважение.
Основной подход к анализу проблем психологической адаптации - это подход с точки зрения теории стресса и его преодоления. Ранние исследования межкультурных контактов исходили, в основном, из того, что такие контакты оказывают пагубное или, по крайней мере, болезненное влияние на перемещающихся в иную культуру. Как результат, большинство социальных психологов концентрировали свое внимание на негативных эмоциях, переживаемых временными мигрантами, таких как страх, неуверенность, беспокойство, тревожность и.т.п. Современные исследования межкультурного стресса являются более теоретически обоснованными, принимают во внимание не только внутренние, но и социальные его детерминанты и измеряют как негативные, так и позитивные результаты межкультурного взаимодействия. К позитивным последствиям можно отнести повышение языковой компетентности, самоуважение, осведомленность и лучшее физическое самочувствие. Если адаптация к новой культурной среде проходит успешно, то многие из адаптирующихся говорят о своем качественном изменении в лучшую сторону. Так, например, в исследованиях Д.Мацумото и его коллег были выявлены такие положительные результаты межкультурных контактов, как развитие поликультурной идентичности, приобретение большей уверенности в себе и своих силах и возможностях, осознание множественных перспектив будущей жизни, хорошее настроение, снижение уровня стресса, установление межличностных связей. Негативный опыт вхождения в иную культуру часто приводит к возникновению разного рода психологических и психосоматических проблем; преждевременному возвращению в свою страну; дисфункциональной коммуникации; культурному шоку; депрессии, беспокойству, неудачам на работе, проблемам в общении. В случаях крайне неудачной адаптации отмечается антисоциальное поведение и даже самоубийства. К счастью, не все мигранты испытывают на себе весь спектр психологических проблем и проблем, связанных со здоровьем. Однако всем им приходится переживать некоторые из этих проблем в тот или иной период пребывания в стране с иной культурой.
Психологическое время личности
Суждения ребенка младшего школьного возраста о своем прошлом, настоящем и будущем еще достаточно примитивны. Обычно реально ребенок этого возраста живет сегодняшним днем и ближайшим будущим.
Далекое будущее для младшего школьника в целом ...
Классические теории девиантного поведения
Классическими теориями девиации являются: биологическая теория, психологическая и социологическая.
Сторонники биологической теории девиации рассматривают отклонение поведения от принятой в обществе социальной нормы в связи с биологически ...
Отличие конфликтов нормальной и невротической личности
Вид, сфера действия, интенсивность конфликтов определяются большей частью той цивилизацией, в которой мы живём. Если цивилизация стабильна и традиции устойчивы, то разнообразие доступных нам выборов ограничено и диапазон возможных конфлик ...