Теоретические подходы к исследованию межкультурной адаптации
Страница 3

Социально-культурная адаптация подразумевает внешние психологические результаты, которые связывают адаптантов с их новым культурным контекстом, их способностью справляться с социально- бытовыми проблемами, эффективно функционировать в новом окружении.

Данный конструкт межкультурной адаптации, сориентированный на социальные навыки и социальное взаимодействие, иными словами на поведенческие аспекты межкультурных контактов между вновь прибывшими и представителями принимающей стороны, рассматривается в современных исследованиях с точки зрения теории научения культуре. Этот подход берет свое начало в ранних работах М.Аргайла и А.Кендона, которые первыми высказали гипотезу о том, что межкультурное взаимодействие - это процесс взаимного научения. Источником проблем при адаптации является инстинктивное предположение, что все - такие-же, как и мы сами. С точки зрения социального научения, поведение человека основано на пожизненном научении через наблюдение и имитацию. Перед встречей с людьми из других культур у человека нет оснований полагать, что другие люди будут думать и вести себя отлично от тех моделей, которые он усвоил. Одной из фундаментальных истин о человеческой природе, как констатирует Р.Кольз, является то, что и « в глубине души мы полагаем, что при обычных обстоятельствах, мы все думаем одинаково и одинаково воспринимаем окружающий нас мир». При контакте с людьми из других культур и в новом окружении, это убеждение служит источником возникновения проблем, так как мы ожидаем определенных моделей поведения. А когда кто-то ведет себя отлично от наших ожиданий, начинается внутренний конфликт. Человек затем должен проанализировать свое поведение и приспособить его, чтобы адекватно реагировать на новые ситуации. Таким образом, социально- культурная адаптация - это процесс изменения своего поведения с целью приспособления его к изменившемуся окружению или обстоятельствам, или же в ответ на социальное давление.

Еще один аспект межкультурной адаптации, а именно, «экономическая адаптация», был впервые введен в обиход этнопсихологии Р.Дэвисом и Л.Лофквистом в 1984 году. Под экономической адаптацией авторы понимают приспособление к новому рабочему окружению, умение преодолевать проблемы на новом рабочем месте и получать удовлетворения от выполняемой работы. Экономическая адаптация экспатриантов также характеризуется эффективным выполнением своих должностных обязанностей и позитивным отношением к своей новой работе.

Объектом исследований экономической адаптации в основном являются специалисты и менеджеры, работающие за рубежом по контракту. Важным аспектом данного вида адаптации, по мнению исследователей, является преданность или приверженность новой организации, которая рассматривается как вера в ее цели и ценности, а также подразумевает желание остаться работать в этой организации.

Изучение экономической адаптации бизнес-мигрантов является важным по нескольким причинам. Во-первых, неудачная адаптация может привести их к невыполнению контракта и преждевременному возвращению домой, а это дорого обходится отправляющим компаниям. Кроме того, сюда относятся и нефинансовые издержки: нанесение ущерба репутации компании, упущенные возможности в бизнесе, потеря рыночного сегмента. Во-вторых, неудачная адаптация и, как следствие, прерывание контракта и возвращение домой, так же пагубны для специалиста или менеджера-экспатрианта, как и для его компании и принимающей его фирмы. Как правило, это влечет за собой снижение чувства самоуважения, меньшую уверенность в себе и потерю уважения своих коллег.

Таким образом, все аспекты межкультурной адаптации взаимосвязаны, взаимозависимы и являются в равной степени важными показателями успешного приспособления к новому окружению в стране с иной культурой. Это, в свою очередь, определяет направленность эмпирических исследований последних лет, в которых четко прослеживается тенденция к определению причинно-следственных связей между всеми видами межкультурной адаптации. В частности, одной из гипотез является предположение о том, что успешная психологическая и социально- психологическая адаптация позитивно влияют на экономическую адаптацию мигрантов. Еще одна тенденция заключается в том, что все большее количество работ носят практическую направленность и призваны решать конкретные цели и задачи в определенных сферах жизни.

Страницы: 1 2 3 

Нарушения письменной речи
дислексия (алексия) - частичное (полное) нарушение процессов чтения, дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма. Положительным в клинико-педагогической классификации явля­ется то, что она строится ...

Формирование толерантности у подростков в условиях современного образовательного процесса
Как уже отмечалось ранее вопрос о формировании толерантность стоит достаточно остро, что отмечено и на государственном уровне. Так, когда же имеет смысл формировать данное качество личности и на что следует делать акцент. Учитывая, что то ...

Вербальное общение в процессе беседы.
Вербальное общение в процессе беседы в общем смысле предполагает умение правильно обращаться к своему собеседнику, задавать вопросы и слушать его ответы. Одним из основных приемов обращения, позволяющих собеседнику яснее выразить свои мы ...