Сущность корпоративной культуры детского коллектива в условиях деятельности учебного учреждения

Психология » Корпоративная культура ученического коллектива » Сущность корпоративной культуры детского коллектива в условиях деятельности учебного учреждения

Проблема культурного возрождения сегодня остро стоит перед обществом, и в особенности перед школой, поскольку, с одной стороны, онаучаствуетвформированиинормативно-ценностнойосновыповеденияучащихся, а с другой стороны, как любая организация, сама нуждается в развитии корпоративной культуры для успешного управления. Корпоративная культура современных образовательных учреждений базируется на постоянной работе с обучаемыми и обучающими, направленной на актуализацию личных и профессиональных способностей, повышение квалификации, а также на гармонизацию внутрикорпоративных и внутригрупповых отношений, улучшение психологического климата, что способствует развитию личности.

В таких условиях растет «человеческий потенциал и капитал», «нематериальный актив» образовательных корпораций.

Класс является компонентом воспитательной организации, каковой является школа. Это значит, что он не только впитывает в себя и транслирует культуру этой воспитательной организации, но и сам является мини организацией со своим укладом, культурой и т.п. В соответствии с единственным существующим в настоящее время определением, данным В.Р. Ясницкой, подкорпоративной культурой класса понимается система норм, представлений, убеждений и ожиданий школьников в сфере общения и поведения в классе, отражающая принятые и выработанные ими ценности и проявляющаяся в традициях, правилах, символах и других внешних артефактах. Корпоративная культура класса находит свое выражение в отношениях между людьми, ее основой является социально-психологический климат класса.

В современной научной литературе употребляются такие понятия, как «психологический климат» и «социально-психологический климат». В отечественной социальной психологии термин «психологический климат» впервые ввел Н.С. Мансуров.

Одну из первых попыток раскрыть содержание понятия «психологический климат» сделал В.М. Шепель, который определял его как «эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающих на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей».

Под социально-психологическим климатом Г.А. Моченов и М.Н. Ночевник понимают эмоционально-психологический настрой, который складывается в коллективе в процессе работы и проявляется в тех взаимоотношениях, которые устанавливаются на основе объективных и субъективных взаимосвязей между членами коллектива, формальными и неформальными группами при личных контактах между людьми.

А.В. Петровский под социально-психологическим климатом понимает наличие или отсутствие комплекса психологических условий, благоприятствующих эффективной реализации совместной деятельности и всестороннему гармоническому развитию личности в группе. Изучение различных трактовок понятий позволяет дать определение психологического климата класса, под которым подразумевается морально-психологическая обстановка в классе, которая складывается под целенаправленным воздействием педагога, проявляется в межличностных отношениях и оказывает влияние на развитие личности учащихся.

Ряд исследователей (Л.П. Буева, О.Я. Колисниченко, Л.Н. Коган, Н.Н. Обозов и др.) включают в сущность психологического климата следующие параметры:

– совокупность социально-психологических характеристик отдельных членов группы и коллектива;

– отражение комплекса явлений, связанных с взаимоотношениями людей в труде;

– духовная обстановка, сложившаяся во взаимоотношениях членов коллектива;

– состояние коллективного сознания;

– настроение группы.

Важнейшая особенность социально-психологического климата состоит в том, что он дает интегральную характеристику психологического состояния всех проявлений жизни коллектива, так как объединяет в себе взаимодействие всего многообразия внешнегрупповых, внутригрупповых и личностных факторов как условие трудовой деятельности.

Самооценка учащихся контрольной и экспериментальной групп после проведения работы по повышению самооценки.
Таблица № 5 Самооценка Группы Высокая Средняя Низкая Кол-во уч-ся % Кол-во уч-ся % Кол-во уч-ся % Экспериментальная группа 3 18% 12 70% 2 12% Контрольная группа 0 0 3 ...

Психологическое сопровождение развития профессионального самосознания студентов
Существует три подхода к проблеме становления личности в профессии. Первый подход рассматривает проблему становления личности в профессии как движение от деятельности к личности. Первоначально изучается профессиональная деятельность, в не ...

Психология председательствующего судьи
В суде присяжных профессиональный судья принципиально освобожден от задач поиска истины, борьбы с преступностью, в его обязанности входит лишь обеспечение законности процедуры. Значит ли это, что судья становится пассивным созерцателем ил ...