Учения об опыте и сознании, теория познания
Страница 1

Психология » Становление психологии как науки » Учения об опыте и сознании, теория познания

Философская теория познания, учения об опыте и сознании формировались с середины XVII до середины XIX в.в. Представления о душе радикально изменились после того, как Рене Декарт (1596-1650) ввел понятие «сознание». Оно рассматривалось как критерий, различающий душу и тело. Интроспекция, по мнению Декарта, была настолько очевидно, что была применена им для доказательства существования самого объекта, сформулированного в афоризме cogito ergo sum (мыслю, значит существую).

Согласно этому критерию душой обладает только человек и именно душа – носитель сознания. Декарт предложил решение психофизической проблемы: согласно его теории душа приводит тело в движение, а тело поставляет душе чувственные впечатления. Декарт также ввел представление о рефлексе.

Учение Декарта составило основу нового психологического знания, поскольку оно ввело представления:

1. о доступности внутреннего мира через интроспекцию,

2. о рефлексе, как механизме поведения,

3. о ведущей роли внешнего мира в детерминации поведения, а также ее механистическую интерпретацию,

4. о психофизической проблеме и ее дуалистическом решении.

Теория познания – гносеология, развитие которой было определено этими важными факторами. Учение о сознании формировалось в рамках теории познания. В середине семнадцатого века опыт был принят как предмет философской теории познания. Понятия опыта включали идеи, ощущения, чувства и результаты самонаблюдения. В это время сложилось и доминировало представление, что знание основывается на опыте.

Именно важнейшая роль представления об опыте предопределила возникновение эмпирической психологии. Этот термин, введенный Христианом Вольфом подчеркивал задачу изучения конкретных явлений в психической жизни, самонаблюдения, в отличии от рациональной психологии.

Учение о сознании и опыте формировалось в рамках философии, и впоследствии явилось одной из основ современной психологии.

Существовала также ассоциативная и эмпирическая психология, которые в этот период выступали как отрасли философской теории познания и уже поэтому не могли находится в противоречии.

Именно с развитием эмпиризма связано появление новой дисциплины – психологии. Появление термина «психология» принято связывать либо с теологическими трудами Филиппа Меланхтона, либо с обозначением особого раздела литературы, введенного в шестнадцатом веке Р.Гоклениусом, и О.Кассманом. Лейбниц предложил для обозначения знаний о душе термин «пневматология» (от греческого – пневма – дыхание, дуновение, ветер).

В конце восемнадцатого века психололгическое знание начинает выходить за пределы философского, - в этнографию, биологию, медицину.

Далее вклад в развитие психологии, как будущей науки вносят многие ученые. Г.Спенсер сформулировал принцип адаптации организмов к среде, Ч.Дарвин нетеологическое объяснение целенаправленности поведения, ф.Гальтон поставил вопрос о наследовании психологических качеств человека, был разработан и изучен принцип Декарта о рефлексе в контакте с физиологией и анатомией.

В 40-е годы 19 века принцип рефлекса был перенесен со спинного мозга на головнойи стал использоваться при объяснении феноменов восприятия, двигательной активности и.т.д. И.М.Сеченов на основе представлений о рефлексе сформулировал одну из первых программ превращения психологии в самостоятельную дисциплину.

Эти и другие исследования, а также результаты исследований Г.Гемгольца в которых была показана конечность скорости протекания нервных процессов, привели к развитию количественных исследований в психологии. Представители научных дисциплин, работающих над психологическими вопросами, предлагали строить психологию по образцу развитых наук – физики или химии – как «механику представлений» (Гербарт) или «интеллектуальную физику» (Дж.Милль), «ментальную химию» (Дж.Ст. Милль). Однако, ни успехи в исследованиях, ни использование развитых дисциплин, не могли придать психологии статус самостоятельной науки.

Рассмотрев эту информацию можно сделать выводы о том, что в первый период становления психологии как науки в рамках других научных дисциплин были изжиты донаучные представления о душе, как о нематериальной субстанции, произошел отказ от умозрительного разрешения психологических вопросов, сформировалась необходимость применения опыта исследований и перехода от теоретико-познавательного философского типа к конкретно-научному.

Этот этап можно охарактеризовать как допарадигмальный.

Для него характерны:

1. накопление наблюдений, легко доступных для исследования,

Страницы: 1 2

Психологическое понимание Эго-идентичности и сущностные
отличия между Эго-психологией и психоанализом Американский психолог Эрик Эриксон обосновал Я-концепцию через формат Эго-идентичности. Последняя является важным продуктом соответствующей культуры. Источник Эго-идентичности содержится в це ...

Связь речи и мышления. Внутренняя речь
Речь – это форма общения людей, опосредованная языком, и является особым видом деятельности. В первые года жизни у человека она развивается в несколько этапов. В первое полугодие – наблюдается звукоподражание (гуление), во второе полугод ...

Интериоризация и экстериоризация
Интериоризация и экстериоризация в деятельностном подходе рассматриваются как механизмы усвоения общественно-исторического опыта[23]. Мысль о происхождении внутренней(интериоризация) психической деятельности, деятельности человеческого со ...