Учения об опыте и сознании, теория познания
Страница 1

Психология » Становление психологии как науки » Учения об опыте и сознании, теория познания

Философская теория познания, учения об опыте и сознании формировались с середины XVII до середины XIX в.в. Представления о душе радикально изменились после того, как Рене Декарт (1596-1650) ввел понятие «сознание». Оно рассматривалось как критерий, различающий душу и тело. Интроспекция, по мнению Декарта, была настолько очевидно, что была применена им для доказательства существования самого объекта, сформулированного в афоризме cogito ergo sum (мыслю, значит существую).

Согласно этому критерию душой обладает только человек и именно душа – носитель сознания. Декарт предложил решение психофизической проблемы: согласно его теории душа приводит тело в движение, а тело поставляет душе чувственные впечатления. Декарт также ввел представление о рефлексе.

Учение Декарта составило основу нового психологического знания, поскольку оно ввело представления:

1. о доступности внутреннего мира через интроспекцию,

2. о рефлексе, как механизме поведения,

3. о ведущей роли внешнего мира в детерминации поведения, а также ее механистическую интерпретацию,

4. о психофизической проблеме и ее дуалистическом решении.

Теория познания – гносеология, развитие которой было определено этими важными факторами. Учение о сознании формировалось в рамках теории познания. В середине семнадцатого века опыт был принят как предмет философской теории познания. Понятия опыта включали идеи, ощущения, чувства и результаты самонаблюдения. В это время сложилось и доминировало представление, что знание основывается на опыте.

Именно важнейшая роль представления об опыте предопределила возникновение эмпирической психологии. Этот термин, введенный Христианом Вольфом подчеркивал задачу изучения конкретных явлений в психической жизни, самонаблюдения, в отличии от рациональной психологии.

Учение о сознании и опыте формировалось в рамках философии, и впоследствии явилось одной из основ современной психологии.

Существовала также ассоциативная и эмпирическая психология, которые в этот период выступали как отрасли философской теории познания и уже поэтому не могли находится в противоречии.

Именно с развитием эмпиризма связано появление новой дисциплины – психологии. Появление термина «психология» принято связывать либо с теологическими трудами Филиппа Меланхтона, либо с обозначением особого раздела литературы, введенного в шестнадцатом веке Р.Гоклениусом, и О.Кассманом. Лейбниц предложил для обозначения знаний о душе термин «пневматология» (от греческого – пневма – дыхание, дуновение, ветер).

В конце восемнадцатого века психололгическое знание начинает выходить за пределы философского, - в этнографию, биологию, медицину.

Далее вклад в развитие психологии, как будущей науки вносят многие ученые. Г.Спенсер сформулировал принцип адаптации организмов к среде, Ч.Дарвин нетеологическое объяснение целенаправленности поведения, ф.Гальтон поставил вопрос о наследовании психологических качеств человека, был разработан и изучен принцип Декарта о рефлексе в контакте с физиологией и анатомией.

В 40-е годы 19 века принцип рефлекса был перенесен со спинного мозга на головнойи стал использоваться при объяснении феноменов восприятия, двигательной активности и.т.д. И.М.Сеченов на основе представлений о рефлексе сформулировал одну из первых программ превращения психологии в самостоятельную дисциплину.

Эти и другие исследования, а также результаты исследований Г.Гемгольца в которых была показана конечность скорости протекания нервных процессов, привели к развитию количественных исследований в психологии. Представители научных дисциплин, работающих над психологическими вопросами, предлагали строить психологию по образцу развитых наук – физики или химии – как «механику представлений» (Гербарт) или «интеллектуальную физику» (Дж.Милль), «ментальную химию» (Дж.Ст. Милль). Однако, ни успехи в исследованиях, ни использование развитых дисциплин, не могли придать психологии статус самостоятельной науки.

Рассмотрев эту информацию можно сделать выводы о том, что в первый период становления психологии как науки в рамках других научных дисциплин были изжиты донаучные представления о душе, как о нематериальной субстанции, произошел отказ от умозрительного разрешения психологических вопросов, сформировалась необходимость применения опыта исследований и перехода от теоретико-познавательного философского типа к конкретно-научному.

Этот этап можно охарактеризовать как допарадигмальный.

Для него характерны:

1. накопление наблюдений, легко доступных для исследования,

Страницы: 1 2

Цели и задачи исследования
На основании многочисленных исследований (А. Валлон, Ж. Пиаже, ГШ. Блонский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В Запорожец, А.Н. Леонтьев., B.C. Мухина, Н.Н. Поддъяков, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова, Л.С. Сахарнов ...

Предвосхищающая и эвристическая функция
Но сам по себе след не имел бы смысла, если не было бы возможности использовать его в будущем. В актуализации закрепленного опыта эмоции тоже играют значительную роль, и это подчеркивает вторая из выделяемых функций. Поскольку актуализаци ...

Воображение и творчество
Воображение тесно связано с творчеством, и зависимость эта обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Таким образом, творческое воображение – вид воображения, направленного на создание ...