Мышление, как высший уровень познавательных процессов
Страница 2

Мышление и внутренняя речь » Мышление, как высший уровень познавательных процессов

Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

Два последних вида мышления – в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия.

Мыслительная деятельность – это необходимая основа и для усвоения знаний, и для добывания совсем новых знаний в ходе исторического развития человечества. В процессе общественно-исторического развития, познания и преобразования природы и общества вырабатываются и систематизируются научные знания.

Структура мыслительного процесса очень сложна и определяется типом задачи, которая может включать:

· мотивацию – желание решить задачу;

· анализ задачи – что дано? Что найти? Недостающие или избыточные данные;

· поиск решения.

Мышление, как предмет изучает не только психология, но и логика. Логика изучает логические формы мышления – понятия, суждения и умозаключения. Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме – устной или письменной, вслух или про себя. Суждение – это высказывание чего-то о чем-то. В зависимости от того, как суждения отражают объективную действительность, они являются истинными или ложными.

Умозаключение – является формой мышления и представляет собой связь между мыслями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Исходными суждениями являются посылки. Различают умозаключения двух видов: 1) индуктивные; 2) дедуктивные. Индуктивные есть умозаключения от частных случаев, примеров к общему положению. Дедукция — умозаключение от общего положения к частному случаю, факту, примеру, явлению. Видом дедукции является силлогизм – простейшая и вместе с тем очень типичная логическая форма мышления. Силлогизм необходим для нормального протекания мыслительной деятельности. Благодаря нему всякое мышление становится доказательным, убедительным. Поэтому формальная логика, специально исследующая такие формы мышления, как понятие, суждение, умозаключение, тем самым изучает важнейшие закономерности мыслительной деятельности.

Психология изучает процесс мышления индивида, то есть исследует, как и почему возникает и развивается та или иная мысль. Таким образом, предмет логики – это соотношение между познавательными результатами, которые возникают в процессе мышления. Психология же изучает закономерности протекания мыслительного процесса, который приводит к познавательным результатам.

Процесс мышления – это, прежде всего анализ и синтез[2]. Анализ – это выделение в объекте тех или иных сторон, элементов, свойств, связей. В ходе анализа предмета свойства, являющиеся наиболее важными, интересными, оказываются особенно сильными раздражителями и потому выступают на передний план. Такие раздражители вызывают активный процесс возбуждения и по физиологическому закону индукции тормозят дифференциацию других свойств такого же предмета, являющихся слабыми раздражителями. Объединение выделенных анализом компонентов целого есть синтез. В процессе синтеза происходит соединение, соотнесение элементов, на которые был расчленен познаваемый объект. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны, всегда вызваны какими-то потребностями личности. Если нет потребностей, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать. Изучая мышление, психологическая наука учитывает в той или иной степени, специально исследует, какие потребности и мотивы заставили данного человека включиться в познавательную деятельность и при каких обстоятельствах возникла потребность в анализе и синтезе. Неразрывная связь мыслительной деятельности с потребностями отчетливо обнаруживает тот факт, что всякое мышление – это мышление личности во всем богатстве ее взаимоотношений с природой, обществом, людьми.

Мотивы мышления бывают: специфически познавательные и неспецифические. В первом случае движущимися силами мыслительной деятельности служат мотивы, в которых проявляются познавательные потребности. Во втором – мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто познавательных интересов.

Один из источников (факторов) проявления мышления. Рассмотрим проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек неожиданно натолкнулся на непонятное. Задача же появляется из проблемной ситуации, тесно связанной с ней, но отличающейся от нее. В ходе ее решения отчетливо выступает как процесс мышление. Нахождение решения часто описывают как внезапное, неожиданное, озарение. Во всяком случае, таким образом, фиксируется результат, продукт мышления. Мышление и решение задач тесно связаны друг с другом, но их нельзя отождествлять. Решение задачи осуществляется только с помощью мышления, и не иначе. Но, мышление проявляется не только в этом процессе. Мыслительная деятельность необходима и для самой постановки задач, для выявления и осознания умственных усилий, требующихся для ее последующего разрешения. Мышление нужно для усвоения знаний, для понимания текста в процессе чтения и других случаях, не тождественных поиску ответов на задачу.

Страницы: 1 2 3

Определение конфликта
Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать. Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом ...

Три зоны контакта с миром
В гештальт-терапии принято выделять три зоны контакта с миром: внутреннюю, образованную ощущениями от собственного тела (напряжение мышц, ком в горле или тяжесть в желудке, поза, в которой человек сидит или стоит, головная боль, жажда, ут ...

Требования, предъявляемые к терапевту, работающему с семьей
Различные исследователи стремятся обобщить многообразные требования к терапевту, работающему с семьей, свести их в единую систему. Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис приводят одну из наиболее известных систематизации - систематизацию Энтони Зи ...