Описание и обоснование методикСтраница 1
Для проведения исследования были использованы следующие психодиагностические инструментарии:
1. Методика «Изучение потребности в общении» Ю. М. Орлова;
2. Методика «Диагностика свойств характера – опросник самооценки Т, Лири»;
3. Методика «Диагностика мотивов аффилиации» по А. Мехрабиан.
Данные методики направлены на определение психологических особенностей испытуемых, обуславливающих их потребность в общении, поведение в обществе, а также чувство одиночества, что является составляющей отчужденности личности.
Методика «Изучение потребности в общении» Ю. М. Орлова была разработана им в 1978 году и представляет собой тест-опросник, содержащий 33 положения (утверждения), с которыми испытуемый соглашается или не соглашается. Тест направлен на выявление степени выраженности потребности человека в общении. Кроме этого, с помощью данной методики, возможно, определить насколько человек чувствует себя одиноким, удовлетворенным в процессе общения с другими людьми, также возможно определить степень удовлетворенности от общения с другими людьми.
Все это дает основания использовать методику «Изучение потребности в общении» Ю. М. Орлова как показатель отчужденности личности, с помощью ее основных проявлений и особенностей:
- низкий уровень знаний об особенностях социально-политической системы;
- отсутствие интереса к культуре и интеллектуальным видам деятельности;
- менее логичное мышление, познавательная замкнутость;
- навязчивые состояния и ригидность;
- склонность печалиться, высокий уровень страхов;
- безразличие к групповому поведению.
- неадекватность и презрение к самому себе;
- экстремизм, ослабление чувства ответственности, горечь и зависть;
- чувство вины, неуверенности, неудовлетворенности жизнью; пессимизм, чувство одиночества, фрустрированности; другие воспринимаются как угроза;
- презрение к себе сочетается с враждебностью к другим и осуждением человеческих слабостей;
- отсутствие чувств лояльности, принадлежности, враждебность, экстремизм в этом состоянии иногда предшествуют отклоняющемуся поведению.
Перед проведением данной методики испытуемых ознакомили с устной инструкцией: «Сейчас вам прочтут ряд положений. Если вы с ними согласны, то рядом с номером положения напишите на своем листочке «Да», если не согласны, напишите «Нет».
После прочтения инструкции испытуемым были зачитаны 33 утверждения, на которые они отвечали в соответствии со своими установками.
Затем высчитывалась сумма полученных баллов при ответах «Да» и «Нет». Чем больше сумма, тем больше потребность в общении. По результатам диагностики было выяснено, что больше половины испытуемых испытывают потребность в общении (58%). При этом важно отметить, что (43%) не достаточно удовлетворены своим общением со сверстниками, возможно, это показывает на нехватку такого рода общения или наличия стеснительности и неуверенности в себе. Так, у 35% испытуемых наблюдается проявления застенчивости, неуверенности в себе, тревожности. Причем тревожность проявляется не только, когда человек одинок (12), но и когда находится среди людей (15%), что может быть проявлением отчужденности человека.
Следующая используемая методика - Методика «Диагностики свойств характера – опросник самооценки Т, Лири». Методика направлена на определение базовых психодинамических личностных свойств, обусловливающих специфику деятельностного личностно-группового стиля. Кроме этого методика позволяет определить, насколько проявляется доминирование личности, желание иметь вес, значение в глазах других, иметь успех, особенности проявления агрессии; уверенность в себе: эгоцентризм, независимость, особенности в отношениях с людьми — дипломатия (уступки и сопротивление); проявление уступчивости,
Факторы эффективности психологической коррекции
Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения:
· разрешения реальных трудностей развития;
· постановки целей и задач коррекционной программы.
Необходимо помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются ...
Психическое состояние. Фрустрация
Психическое состояние
— понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статического момента, в отличие от понятий "психический процесс", подчеркивающего динамические моменты психики, и "психи ...
Методики изучения технических способностей в целях профориентации и
профотбора
Тест Беннета является одним из популярных тестов, изучающих техническое мышление (техническое понимание). Он представляет собой серию картинок с короткими вопросами. Для того чтобы на них ответить, необходимо понимание общих технических п ...