Ранняя алкоголизация у детей подросткового возраста
Страница 1

Психология » Ранняя алкоголизация у детей подросткового возраста

В данной работе мы выдвигаем гипотезу: ранняя алкоголизация детей подросткового возраста напрямую связана с наличием возрастного кризиса и криза семейных взаимоотношений родителей.

Для рассмотрения данного вопроса мы использовали статьи из журнала «Вопросы психологи»:

1. Ребенок в алкогольной семье: Психологический портрет В.Д. Москаленко.

2. Отношение к времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения В.С. Хомик, А.А. Кроник.

3. Социально-психологические механизмы усвоения детьми алкогольной традиции О.Л. Романова, Т.И. Петракова.

Из данных статей мы видим, что точное число детей, живущих в семье с одним или двумя больными алкоголизмом родителями, неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико.

Опишем для начала психологический портрет семьи:

Все семьи с наличием больного алкоголизмом (назовем их для краткости алкогольными) являются дисфункциональными. Причинами дисфункциональности могут быть и другие стрессорные события, помимо алкоголизма. Но алкогольная семья всегда дисфункциональна, лишь временами она может нормально жить. Основные признаки дисфункциональной семьи заключаются в следующем:

- члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям;

- родители плохо, неправильно относятся к детям;

- вся жизнь семьи характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами – деспотичностью;

- члены семьи озабочены отрицанием реальности, им приходится тщательно скрывать один или более секретов семьи;

- в правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, используются эмоциональные репрессии;

- взаимоотношения ригидные.

В дисфункциональных семьях всегда много отрицательных правил и соответствующих заявлений, например:

- «Не выражай своих чувств, не злись, не будь печальным, не реви»

- «Не думай, не возражай, а выполняй мои приказы, не задавай вопросов»

- «Не выноси сор из избы, не предавай семью,

не выбалтывай секретов»

- «Никаких разговоров за спиной!»

- «Пьянство не причина наших несчастий».

Подчеркивается также, что в алкогольных семьях правила или слишком свободны, или слишком строги.

У В.Д. Москаленко описано 5 типов таких семей:

1. Размытость, нечеткость границ.

Поскольку вся жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, то дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие – ненормальны и теряют «твердость психологической почвы под ногами». Амбивалентность касается многих сторон жизни семьи. Это приводит к нечеткости границ личности.

2. Отрицание.

В жизни алкогольной семьи так много всего построено на лжи, что ребенку трудно распознать правду. Отрицание происходящего в доме носит почти навязчивый характер. Как больной отрицает наличие у него проблем, связанных с потреблением алкоголя, так вся семья отрицает все тягостные события, происходящие в семье. Ребенку становится трудно понимать, что же вокруг него происходит.

3. Непостоянство.

Поскольку потребности ребенка удовлетворяются непостоянно, то он испытывает голод на внимание к себе, страстное желание, чтобы им занимались, и привлекает внимание к себе любыми доступными ему средствами, включая делинквентное поведение.

4. Низкая самооценка.

Вся система воспитания в такой семье заставляет ребенка поверить, что он в какой-то степени виноват в том, что происходит. Он был недостаточно хорошим, он совершал много ошибок, он вообще весь состоял из ошибок. В конце концов, он заслуживает всего того плохого, что с ним случается.

5. Недостаток информации

о том, как функционируют здоровые семьи. Как сами родители, так и их дети имеют слабое представление о том, как должна функционировать нормальная семья

Психологический портрет

ребенка воспитывающегося в алкогольной семье следующий. Из раннего опыта жизни с родителями, больными алкоголизмом, ряд авторов выводят психологические особенности детей. Сходство уклада жизни в таких семьях обусловливает сходные психологические особенности детей. Приводимое ниже описание «психологического портрета ребенка» составлено на основе ряда источников литературы, а также с учетом знаний, полученных в Ратгеровском университете (США) в Летней школе изучения алкоголя и алкоголизма на семинаре «Дети больных алкоголизмом», руководимом J.G. Wortitz. Данная литература явилась не столько результатом научных исследований, сколько итогом работы практических психологов с детьми и их семьями.

«Этот ужасный секрет семьи» от детей родители пытаются спрятать все плохое, что связано с алкоголизмом. Вся семья, включая детей, пытается играть в такую игру: «Давайте притворяться, что все хорошо, давайте все плохое спрячем и тем защитимся». Сокрытие становится образом жизни. Дети – жертвы двойного стандарта. Они боятся говорить открыто о своих проблемах, вырастают замкнутыми. Чем больше они молчат, тем больше их могут мучить ночные кошмары. Хотя секрет семьи всегда раскрывается, дети привыкают жить зашторенными, они уже не видят правды.

Страницы: 1 2 3 4

Общие представления о структуре языкового знания
Уже Ф. де Соссюр говорил о том, что язык образуется в голове человека суммой всех словесных образов, общих для коллектива говорящих, и подчеркивал, что такая совокупность – «это клад, практикой речи отлагаемый во всех, кто принадлежит к о ...

Семейная психотерапия и семейное консультирование
Создание психологической службы, закрепленное в системе образования официальными документами 1989, 1993 гг., подготовка практических психологов, появление психологических центров и консультаций дало резкий толчок к развитию психологическо ...

Различные концепции понятия ведущей деятельности
Понятие ведущей деятельности впервые в советской психологии встречается в трудах Л.С. Выготского. Так, анализируя детскую игру, он отмечает, что последняя является ведущей, но не преобладающей деятельностью. Вместе с тем Л.С. Выготский не ...