Ранняя алкоголизация у детей подросткового возраста
Страница 4

Психология » Ранняя алкоголизация у детей подросткового возраста

Важным открытием для нас стал анализ статьи «Отношение к времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения» В.С. Хомик, А.А. Кроник, в которой авторы провели сравнительный анализ отношений к настоящему и будущему у детей больных алкоголизмом (заключенных ВТК) и обычных детей.

Исследователи данного вопроса пришли к следующим выводам:

1. Решение проблем ранней алкоголизации и противоправного поведения с позиции психологии жизненного пути личности связано с особенностями переживания настоящего времени как одного из проявлений картины жизненного пути в самосознании человека. Психологическое настоящее включает в себя актуальные для личности события жизненного пути, т.е. наиболее значимые с позиции текущего момента жизни события хронологического прошлого, и будущего. Переживания настоящего резко различаются у обычных школьников и воспитанников ВТК.

2. Отличительной чертой благополучных юношей является акцент на ценности настоящего времени, а девиантов – на сугубо гедонистическом к нему отношении. На фоне несформированности критериев ценности и актуальности времени картина настоящего у юношей-девиантов оказывается весьма расплывчатой – текущее время они переживают менее значимым и полезным, более скучным и пустым, непривлекательным и т.п.

3. У благополучных юношей протяженность перспективных временных ориентаций существенно длиннее, чем у неблагополучных; протяженность ретроспективных ориентацией существенно не различается. Это указывает на то, что содержание психологического настоящего в юношеском возрасте определяется в большей мере актуальными предстоящими событиями, а не прошедшими.

4. Наши данные позволяют выделить два качественно различных измерения уровня субъективного контроля: во-первых, над результатами жизнедеятельности (интернальность–экстернальность в традиционном ее понимании) и, во-вторых, над процессом достижения этих результатов (контроль над настоящим). Для различения юношей с разным уровнем приобщения к алкоголю диагностичным является контроль над процессом

, а не над результатами. У благополучных юношей доминирует внутренний контроль над процессом, у неблагополучных он выражен в гораздо меньшей мере.

5. Полученные результаты позволяют дать несколько практических рекомендаций.

Во-первых, у юношей-правонарушителей и злоупотребляющих алкоголем необходимо создавать в пределах возможного положительный эмоциональный фон, на основе которого целенаправленно формировать критерии ценностного отношения к времени, способность правильно оценить значение и полезность текущих событий. Без предварительного создания «сегодняшней» или «завтрашней радости» сформировать ценностные критерии не представляется возможным.

Во-вторых, важно учитывать выраженную потребность юношей в более глубоком осознании логики происходящих в своей жизни событий, в создании ясной картины жизненного пути. У юношей-правонарушителей эта потребность обострена сложной жизненной ситуацией, выход из которой состоит в том, что им нужно «отсечь прошлое» и суметь «начать новую жизнь». Такая ситуация предполагает разрушение сложившейся у личности прежней картины ее жизни и построение новой, связывающей «здоровые слои» жизненного опыта с социально, личностно значимыми и достижимыми будущими целями.

Таким образом, на примере данного анализа психологических статей по конкретной проблеме: Ранняя алкоголизация у детей подросткового возраста, мы пришли к выводу о том, что сама алкоголизация, и употребление спиртного как такового не является проявлением кризисных особенностей у детей, чьи родители страдают алкоголизмом, скорее это носит приобретенный девиантный стиль поведения. Но, безусловно, такие дети нуждаются в психологической помощи и психокоррекции.

Страницы: 1 2 3 4 

Упражнение 15. «Физикализация»
Под этим термином понимается перевод мыслей и чувств в реальные действия в ходе инсценирования конфликтов, требующих именно такой активной манеры проработки. Физикализация позволяет полнее исследовать свою роль, уточнить свое восприятие п ...

История становления понятия «симпатия»
Симпатия (от греч. sympatheia - влечение, внутреннее расположение) - это устойчивое положительное отношение к кому- нибудь или чему-нибудь , проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию вн ...

Психосоциальное развитие человека от рождения до школы:
младенческий возраст, ранее детство и возраст игры Становления личности происходит на протяжении всей жизни. Первая психосоциальная стадия, по З. Фрейду, отвечает оральной фазе, охватывает первый год жизни, когда формируется ощущение дов ...