Ухо человека реагирует, в отличие от глаза, на механические воздействия, связанные с изменениями атмосферного давления. Колебания давления воздуха, следующие с определенной час­тотой и характеризующиеся периодическими появлениями об­ластей высокого и низкого давления, воспринимаются нами как звуки определенной высоты и громкости. Существует специ­альная физическая единица, посредством которой оценивается частота колебаний воздуха в секунду, — герц, численно равная одному колебанию, совершаемому за секунду.

Чем больше частота колебаний давления воздуха, тем выше воспринимаемый нами звук. Человек обладает способностью слышать звуки, при которых частота колебаний давления воз­духа находится в пределах диапазона от 20 до 20 000 Гц. Приве­дем пример для сравнения: такой музыкальный инструмент, как фортепиано, способен порождать звуки с частотой в диапазоне от 27 до 4 200 Гц. Размах частоты колебаний воздуха, воспринимаемых разными живыми существами в виде ощущений, весь­ма различен. Летучие мыши и собаки способны слышать на­много более высокие звуки, чем человек.

Заметим, что субъективно воспринимаемая человеком высо­та звука зависит не только от частоты колебаний давления воз­духа. На нее оказывает влияние и сила звука, или его интенсив­ность, т.е. разность давлений между самой высокой и самой низкой точками, отражающими величину давления воздуха. Более сильный звук иногда вос­принимается как более высокий, и наоборот.

Обоняние — вид чувствительности, порождающий специфи­ческие ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, про­стых, но жизненно важных ощущений. Анатомически орган обо­няния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте — впереди, в выдающейся части тела. Путь от рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принима­ются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наибо­лее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключе­ний попадают в головной мозг.

Часть мозга, которая называется обонятельной, также явля­ется и наиболее древней, и чем ниже живое существо стоит на эволюционной лестнице, тем большее пространство в массе го­ловного мозга она занимает. У рыб, например, обонятельный мозг охватывает практически всю поверхность полушарий, у со­бак — около одной ее трети, у человека его относительная доля в объеме всех мозговых структур равна примерно одной двад­цатой части.

Указанные различия соответствуют развитости других орга­нов чувств и тому жизненному значению, которое данный вид ощущений имеет для живых существ. Для некоторых видов жи­вотных значение обоняния выходит за пределы восприятия за­пахов. У насекомых и высших обезьян обоняние также служит средством внутривидового общения.

Следующий вид ощущений — вкусовые — имеет четыре ос­новные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных.

Кожная чувствительность, или осязание, — это наиболее ши­роко представленный и распространенный вид чувствительно­сти. Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикос­новении какого-либо предмета к поверхности кожи, не пред­ставляет собой элементарного осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, бо­лее простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, причем для каждого из них существует специфический вид ре­цепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.

Страницы: 1 2 3

Требования к специалистам, изучающим рисунок
Использование рисунков психологии выдвигает определенные требования к специалистам. Для работы с рисунками необходим большой опыт. Рисунок раскрывает много возможностей, но и требует значительного труда и терпения от исследователей, чтобы ...

Мотивы измены у мужей
Чем же люди мотивируют вступление во внебрачные связи? Обратимся к данным социологического опроса. Мужчины чаще всего объясняют это половой потребностью. Большей частью эта потребность, не связываемая с какими-либо эмоциональными и духовн ...

Психическое развитие подростка
По сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Если эмоции младших школьников носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, то эмоции подростк ...