На примерах кинестетических ощущений и ощущений рав­новесия можно подтвердить тот факт, что далеко не все ощу­щения являются осознаваемыми. В повседневной речи, которой мы пользуемся, отсутствует слово, обозначающее ощущения, идущие, например, от рецепторов, расположенных в мышцах и работающих при их сокращении или растяжении. Тем не менее эти ощущения все же существуют, обеспечивая упражнение дви­жениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Они формируются автоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсознательном уровне. Для их обоз­начения в науке принято слово, которое происходит от поня­тия «движение», — кинетика, и их поэтому называют кинесте­тическими.

Без ощущений подобного рода мы бы испытывали большие трудности, связанные с одновременным согласованием движе­ний различных частей тела, сохранением позы, равновесия, кон­тролем различных непроизвольных движений (безусловно-рефлекторные реакции, навыки и т.п.), потому что все они вклю­чают в себя такие двигательные моменты, которые выполня­ются автоматически и очень быстро. Кроме мышц рецепторы кинестетических ощущений находятся в других органах. Напри­мер, формирование ощущений, которые способствуют поддер­жанию и сохранению равновесия, происходит благодаря нали­чию особых рецепторов равновесия, имеющихся во внутреннем ухе. От работы этих рецепторов зависит чувство ускорения или замедления движений.

Все виды ощущений возникают в результате воздействия со­ответствующих стимулов - раздражителей на органы чувств. Од­нако ощущение возникает не сразу, как только нужный стимул начал действовать. Между началом действия раздражителя и по­явлением ощущения проходит определенное время. Оно назы­вается латентным периодом. Во время латентного периода про­исходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и не­специфическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой. По длительности латентного периода можно судить об афферентных структурах центральной нервной системы, через которые, прежде чем по­пасть в кору головного мозга, проходят нервные импульсы.

Страницы: 1 2 3 

Нарушение восприятия
"Восприятие – это активный процесс анализа и синтеза ощущений путем сопоставления их с прежним опытом". Нарушения восприятия при различных психических заболеваниях имеют различные причины и различные формы проявления. При локал ...

Переход из начальной школы в среднюю
Переход из начальной школы в среднюю — это рубеж 4-го и 5-го классов. 4-й класс — достаточно спокойный период, когда уже все сложилось: учеба, оценки, взаимоотношения. Это период относительной стабильности, когда психолог может с успехом ...

Классические теории девиантного поведения
Классическими теориями девиации являются: биологическая теория, психологическая и социологическая. Сторонники биологической теории девиации рассматривают отклонение поведения от принятой в обществе социальной нормы в связи с биологически ...