На примерах кинестетических ощущений и ощущений рав­новесия можно подтвердить тот факт, что далеко не все ощу­щения являются осознаваемыми. В повседневной речи, которой мы пользуемся, отсутствует слово, обозначающее ощущения, идущие, например, от рецепторов, расположенных в мышцах и работающих при их сокращении или растяжении. Тем не менее эти ощущения все же существуют, обеспечивая упражнение дви­жениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Они формируются автоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсознательном уровне. Для их обоз­начения в науке принято слово, которое происходит от поня­тия «движение», — кинетика, и их поэтому называют кинесте­тическими.

Без ощущений подобного рода мы бы испытывали большие трудности, связанные с одновременным согласованием движе­ний различных частей тела, сохранением позы, равновесия, кон­тролем различных непроизвольных движений (безусловно-рефлекторные реакции, навыки и т.п.), потому что все они вклю­чают в себя такие двигательные моменты, которые выполня­ются автоматически и очень быстро. Кроме мышц рецепторы кинестетических ощущений находятся в других органах. Напри­мер, формирование ощущений, которые способствуют поддер­жанию и сохранению равновесия, происходит благодаря нали­чию особых рецепторов равновесия, имеющихся во внутреннем ухе. От работы этих рецепторов зависит чувство ускорения или замедления движений.

Все виды ощущений возникают в результате воздействия со­ответствующих стимулов - раздражителей на органы чувств. Од­нако ощущение возникает не сразу, как только нужный стимул начал действовать. Между началом действия раздражителя и по­явлением ощущения проходит определенное время. Оно назы­вается латентным периодом. Во время латентного периода про­исходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и не­специфическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой. По длительности латентного периода можно судить об афферентных структурах центральной нервной системы, через которые, прежде чем по­пасть в кору головного мозга, проходят нервные импульсы.

Страницы: 1 2 3 

Творческая самореализация как проявление психологического здоровья студенческой молодежи
По мнению представителей гуманистической психологии, развитие творческого потенциала и самореализации личности является важным условием оздоровления общества, поскольку, предусматривает единение человека с социумом, а также предопределяет ...

Л. С. Выготский сегодня. Неклассическая психология
Для Л. С. Выготского в его развитии . можно об этом много спорить и говорить . но всегда были две центральные фигуры. Это фигура Гамлета, к которой он возвращался много раз в своем творчестве, и фигура человека, который взломал мышление н ...

Адаптация ребенка к школе
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Отношения со средой здесь совсем иные — не только среда воздействует ...