На примерах кинестетических ощущений и ощущений рав­новесия можно подтвердить тот факт, что далеко не все ощу­щения являются осознаваемыми. В повседневной речи, которой мы пользуемся, отсутствует слово, обозначающее ощущения, идущие, например, от рецепторов, расположенных в мышцах и работающих при их сокращении или растяжении. Тем не менее эти ощущения все же существуют, обеспечивая упражнение дви­жениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Они формируются автоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсознательном уровне. Для их обоз­начения в науке принято слово, которое происходит от поня­тия «движение», — кинетика, и их поэтому называют кинесте­тическими.

Без ощущений подобного рода мы бы испытывали большие трудности, связанные с одновременным согласованием движе­ний различных частей тела, сохранением позы, равновесия, кон­тролем различных непроизвольных движений (безусловно-рефлекторные реакции, навыки и т.п.), потому что все они вклю­чают в себя такие двигательные моменты, которые выполня­ются автоматически и очень быстро. Кроме мышц рецепторы кинестетических ощущений находятся в других органах. Напри­мер, формирование ощущений, которые способствуют поддер­жанию и сохранению равновесия, происходит благодаря нали­чию особых рецепторов равновесия, имеющихся во внутреннем ухе. От работы этих рецепторов зависит чувство ускорения или замедления движений.

Все виды ощущений возникают в результате воздействия со­ответствующих стимулов - раздражителей на органы чувств. Од­нако ощущение возникает не сразу, как только нужный стимул начал действовать. Между началом действия раздражителя и по­явлением ощущения проходит определенное время. Оно назы­вается латентным периодом. Во время латентного периода про­исходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и не­специфическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой. По длительности латентного периода можно судить об афферентных структурах центральной нервной системы, через которые, прежде чем по­пасть в кору головного мозга, проходят нервные импульсы.

Страницы: 1 2 3 

Практическое применение проективного метода психодиагностики мотивов
На практике была использована методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса. Испытуемый К. набрал 21 балл (бланк ответов – в приложении 1). Согласно интерпретации результатов выявлен очень высокий уровень мотивации к достиж ...

Действия и цели
Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели, которая может быть определена как образ желаемого резул ...

Инстинктивное поведение. Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельности животных
Инстинктивное поведение и научение не существуют в реальном поведении сами по себе, а только совместно, переплетаясь друг с другом в единый поведенческий акт. Однако это не означает, что инстинктивное поведение или научение представляют с ...