Сиблинговая позиция и ее влияние на личностные особенности ребенка и
взрослогоСтраница 2
Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка, как полодение «монарха, лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брад или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение за возвращение прежней центральной позиции.
Старший ребенок-первенец, от него больше всего ожидают родители, и он чаще всего оправдывает их надежды. Мотивация достижений, академическая успеваемость и профессиональная успешность старшего ребенка высоки. Его успешность связана не только с родительским ожиданиями, но и с опытом «детронизации» (свержения с трона). Этот термин предложен Адлером для описания сильнейших переживаний старшего ребенка при рождении младшего. В этой ситуации старший попадает в ситуацию внезапного переключения родительского внимания, заботы и любви на вновь родившегося ребенка, и этот опыт также стимулирует когнитивное и мотивационное развитие старшего, так как ребенок старается быть хорошим, умным и успешным, чтобы вновь завоевать (или отвоевать) внимание и любовь своих родителей.
Однако, если эмоциональная депривация старшего ребенка оказывается слишком сильной, а его ресурс ограничен, могут наступить поведенческие сдвиги в сторону нарушения навыков, которые уже были сформированы. Например, он может «разучиться» самостоятельно принимать пищу, ложиться спать, могут ухудшиться его вербальные навыки и навыки «туалетного» поведения.
В силу опыта «детронизации» ребенок, а позже взрослый слишком боится авторитетную фигуру, допустить ошибку. Он рано обучается «читать с лица» эмоции своих родителей, поэтому чувствителен к эмоциям других людей. Он идентифицирован (отождествлен) с родительскими фигурами и несет родительские установки в другие контакты. Старший ребенок имеет ранний и очень важный опыт заботы о другом (младшем), опыт принятия решений, ответственности и лидерства. В результате человека во взрослом состоянии в сиблинговой позиции «старший ребенок» мы с наибольшей вероятностью найдем среди людей, которые возглавляют социальные, политические, научные сообщества. Половина американских президентов и 21 из 23 астронавтов были старшими с детьми в семье (Ричардсон Р., 1994).
Старший брат среди братьев будет руководить мужскими (воинскими, международными, политическими организациями), старший среди сестер – женскими сообществами (школой, больницей) и далее – согласно описанной логике.
В семейной жизни старший ребенок будет больше привержен родительским, нежели супружеским, ролям.
Из всех сиблинговых позиций наиболее успешен в браке средний ребенок. Важно привести негативные данные о том, что первенцы составляют значительную группу среди проблемных детей; это, возможно, является следствием чрезмерных родительских ожиданий, адресованных первенцу, либо результатом неблагополучно пережитого опыта «детронизации».
Второй (средний) ребенок.
Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат и старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга.
Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать и ходить. «Он ведет себя так, как будто состязается в беге, и если кто-нибудь вырвется на пару шагов вперед, он поспешит его опередить. Он все время мчится на всех парах»/
Самооценка учащихся контрольной и экспериментальной групп после проведения
работы по повышению самооценки.
Таблица № 5
Самооценка Группы
Высокая
Средняя
Низкая
Кол-во уч-ся
%
Кол-во уч-ся
%
Кол-во уч-ся
%
Экспериментальная группа
3
18%
12
70%
2
12%
Контрольная группа
0
0
3 ...
Гиппокамп и миндалины
В точности неизвестно, какую роль он играет в процессах научения и памяти. У тех немногих больных, о которых было известно, что они страдают тяжелыми двусторонними поражениями гиппокампа, процессы научения были серьезно нарушены. Они не м ...
Анализ и интерпретация данных экспериментального исследования
Среди учащихся 10-11-х классов было проведено исследование самооценки. Из опрошенных 85 человек выявлено три группы с разным уровнем самооценки: с высокой самооценкой 17 человек, со средней - 40, с низкой - 28, что составляет 20%, 47% и 3 ...