Основные факторы и показатели, способствующие формированию психологического климата
Страница 1

Психология » Корпоративная культура ученического коллектива » Основные факторы и показатели, способствующие формированию психологического климата

Внешнегрупповые факторы

психологического климата представляют собой условия, отражающие влияние общества на деятельность коллектива, а именно: форма собственности, в режиме которой работает коллектив; экономико-правовая база развития коллектива; социальные нормы (ролевые предписания) и правила. В своем развитом виде эти правила образуют, Устав образовательного учреждения как свод взаимосвязанных правил труда, поведения и производственных отношений, действующий наряду с правилами внутреннего распорядка.

Внутригрупповые факторы

: частота взаимодействия членов коллектива, корпоративный характер их взаимодействия, групповые нормы поведения, стиль руководства, фрустрация и угроза течению группового процесса (как следствие межгрупповых отношений), статусные и поведенческие характеристики членов группы, успех в выполнении группового задания.

Основные личностные факторы социально-психологического климата:

Уровень усвоения (интернализация) членами группы социальных и групповых норм поведения; характер мотивации отдельного члена группы, имеющий особое значение в регулировании, как эффективности совместной деятельности, так и совместимости; индивидуально-психологические особенности членов коллектива (пол, потребности и интересы, ценностные ориентации). В качестве частных эмпирических характеристик психологического климата Е.С. Кузьмин, И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов выдвигают следующие показатели: удовлетворенность взаимоотношениями, трудом, руководством, организацией; настроение; взаимопонимание и авторитетность руководителей и подчиненных; степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении; сплоченность как эмоционально-ценностное единство; сознательная дисциплина; продуктивность деятельности [2]. Эти показатели, как указывает Н.П. Аникеева [1], относятся к любым коллективам, в том числе и к детским группам. Для социально-психологического климата ученического коллектива наиболее характерны:

1) взаимопонимание учителей и детей; 2) удовлетворенность детей взаимоотношениями; 3) сплоченность детской группы; 4) настроение детей.

Взаимопонимание между учителем и детьми – один из важнейших показателей психологического климата. В социальной психологии общение понимается как сложный, многогранный процесс, который в одно и тоже время может выступать и как отношение людей друг к другу, и как их сопереживание и взаимное понимание.

Самый эффективный стиль общения в группе, по мнению В.С. Мухиной, – когда взрослый и дети находятся в позиции дружеского понимания. Такой стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, радость при осуществлении итого или иного вида деятельности.

Общительность и доброжелательность взрослых выступают как условия развития положительных социальных качеств у ребенка.

Сплоченность коллектива есть определенная степень интеграции его членов, основанная на общности целей и интересов. Уровень сплоченности является следствием согласия учащихся между собой, в первую очередь относительно ролевых обязанностей и моральных установок, порождающих чувства симпатии и антипатии между членами коллектива. Одна из существенных характеристик социально-психологического климата – удовлетворенность членов коллектива межличностными отношениями, которая складывается из следующих характеристик: особенности статусной структуры группы, мотивы симпатий и антипатий детей, трудности в отношениях между детьми, влияние совместной деятельности на отношения между ними.

Страницы: 1 2 3

Рыночная ориентация
Рыночная ориентация развилась в качестве доминирующей только в современную эпоху. Чтобы понять ее природу, нужно принять во внимание экономическую функцию рынка в современном обществе, не только задающего модель данной ориентации характер ...

Причины ролевых конфликтов и способы их устранения.
Обобщая сказанное относительно источников ролевых конфликтов можно выделить основные группы причин, порождающих проблемы выполнения роли. Первую группу составляют причины конфликтов, связанные с противоречиями, изначально заложенными в ...

Развитие воображения у детей в процессе творческой деятельности
Творчеству можно и нужно учить всех. Особенно если эта работа начата в младшем школьном возрасте. Что же это за черты творческой деятельности? 1) творческий процесс предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. ...