Основные факторы и показатели, способствующие формированию психологического климата
Страница 2

Психология » Корпоративная культура ученического коллектива » Основные факторы и показатели, способствующие формированию психологического климата

Высокий статус ребенка в ученическом коллективе укрепляет его самооценку, уверенность в себе, улучшает возможности социальной адаптации. Эмоциональное благополучие или самочувствие ребенка в системе личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, зависит не только от того, сколько детей симпатизирует ему, но и от того, взаимны ли эти симпатии. В качестве причин трудностей во взаимоотношениях специалисты выделяют неумение строить отношения, низкий уровень коммуникативных умений, отрицательные личностные качества. Недостаточная сформированность потребности в общении, приоритетнее специфических для младших школьников мотивов деятельности, преобладание эгоистических устремлений приводят к возникновению нарушений в детских отношениях. В психологический климат каждый ребенок вносит свой персональный вклад – преобладающее настроение. Наиболее сильный источник переживаний ребенка – взаимоотношения с взрослыми и другими детьми. Наличие хорошей социальной атмосферы – важный фактор общего настроения отдельного ребенка и коллектива вцелом. Психологический климат как компонент корпоративной культуры класса оказывает влияние на всестороннее развитие ребенка. Главным условием нормального формирования личности является переживание эмоционального благополучия. Именно от него зависит самооценка. Эмоциональное благополучие определяется положительной оценкой окружающих. Если ребенок испытывает в коллективе эмоциональное благополучие, то ценности и нормы коллектива воспринимаются им как свои собственные, активная позиция становится значимой и привлекательной. Только благожелательные отношения стимулируют у детей активность, желание устанавливать конструктивные отношения внутри группы. Вот почему психологический климат коллектива выступает как решающее условие формирования нравственно активной личности ребенка, готовой разделять общепринятый в организации набор основных принципов и норм. Психологический климат в ученическом коллективе проявляется, прежде всего, в общем, эмоционально насыщенном отношении учеников к происходящему.

Благоприятный климат проявляется в активности учащихся, в их сознательном отношении к учебе и общественной работе. Психологический климат коллектива – это сложная система многообразных положительных и отрицательных эмоциональных состояний, совместных коллективных переживаний. В жизнедеятельности ученического коллектива они выполняют особые функции. Интегральная, или объединяющая, функция таких эмоциональных состояний людей заключается в сплочении коллектива. Стимулирующая, или активизирующая, функция выражается в повышении общего жизненного тонуса членов коллектива, их мобилизации на выполнение стоящих перед коллективом задач. Устойчивые положительные эмоциональные переживания создают «эмоциональные потенциалы» коллектива, запас его жизненной энергии, который реализуется в общественнополезных делах. Социально-познавательная функция помогает лучше осознавать, оперативнее и адекватнее оценивать результаты своего труда, выделять решенные и нерешенные проблемы и вопросы. Стабилизирующая функция способствует формированию у школьников чувства «Мы», делает их поведение последовательным и устойчивым, существенно облегчая адаптацию новых людей в коллективе. Стилеобразующая функция коллективных эмоций отражается в определенном стиле жизни коллектива, отличающемего от других.

Страницы: 1 2 3

Внутренняя деятельность, внешняя деятельность, их взаимосвязь
Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компонент[17]. Сейчас происходит все более тесное переплетение и сближение внешней и внутренней деятельности: физический труд, осуществляющий практическое преобразование веществе ...

Отношение к суициду
Большинство религий категорически запрещает самоубийство: это "богово" дело – решать, кому когда уйти; "Бог дал, Бог и взял". В истории было немало различных подходов к суициду. В греко-римской культуре суицид мог быть ...

Угроза информационно-психологической безопасности личности
Психосфера человека – это неразрывное единство психики человека и окружающей энергоинформационной среды в их постоянном взаимопроникновении, взаимодействии и развитии. Потенциальными источниками угроз в области ПФБ (психофизическая безоп ...