Заключение

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832—1920). В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.

Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. Поэтому к 20-м годам XX в. эта психология сознания практически перестала существовать.

У. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы доведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация.

Американский психолог Уотсон провозгласил в 1913 г., что психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения. Объективно можно изучать только поведение человека, возникающее в той или иной ситуации.

Важными заслугами бихевиоризма являются: внедрение: объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событии; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций, поведения.

Гуманистическая психология — ее виднейшие представители Г. А. Мюррей, К.Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека.

Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл — именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека.

[1] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Просвещение, 1994.

[2] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

[3] Шкуратов В.А. Историческая психология. – М.: Смысл, 1997.

[4] Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. – М.: Школьная пресса, 2000.

[5] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

Организация консультативной помощи родителям «дефективных» детей в начале XX в.
Отечественные специалисты придавали особое значение проведению разъяснительных мероприятий для родителей, включая в лекции сведения о природе возникновения дефекта и недостатках семейного воспитания. Так, П. П. Кащенко обосновал идею пси ...

Развитие психических функций
· Мышление Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны от интеллекта зависит развитие остальных психических ...

Ранняя алкоголизация у детей подросткового возраста
В данной работе мы выдвигаем гипотезу: ранняя алкоголизация детей подросткового возраста напрямую связана с наличием возрастного кризиса и криза семейных взаимоотношений родителей. Для рассмотрения данного вопроса мы использовали статьи ...