Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологии
Страница 3

Психология » Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологии

сохраняет в себе полученные материалы от мышления и представления, с ее помощью человек увеличивает запас своего знания, обогащает свой жизненный опыт. Она помогает ему избегать вредного и стремиться к полезному. Однако опора только на память часто приводит человека к заблуждению, неверным выводам, так как она основана на частных вещах.

В мышлении

человек познает глубинную сущность ощущаемых предметов. Мышление тесно связано с речью. Мышление – общечеловеческое, на него не могут оказать влияние ни религиозные, ни расовые, ни национальные признаки. Мыслительная деятельность – высшее проявление творческой активности человека. Мышление способно организовать и дисциплинировать природные инстинкты и аффекты человека. В отличие же от чувственного восприятия мышлению «свойственно понимание, а не просто отражение и закрепление отраженных образов, так как понимание – это действие, связанное с познанием сущности, общих правил и законов». В мышлении аль-Фараби предпочтение отдает процессу понимания

. «Понимать лучше, - писал он, - чем учить наизусть, так как зубрить наизусть связано со многими словами и именами людей, и это бесконечно, в них нет пользы никому…понимание связано с обобщениями (выявлением) сущности и законов…понимать лучше, чем знать наизусть» (из трактата аль-Фараби «Вопросы и ответы на них»).

Ученый считал нужным разграничивать речь

на внешнюю и внутреннюю. К внутренней речи он относил умопостигаемые сущности, создаваемые в душе человека через понимание, а внешней речью называл выражение языком того, что находится в уме. Проводя грань между мышлением и языком, аль-Фараби подчеркивал коммуникативную роль языка, выступающего в качестве орудия общения. Анализируя слово как внутреннее явление, он дает интерпретацию логического и грамматического подхода к этому феномену. Признавая общезначимый характер мышления, наличие общего для всех людей логического строя мышления, аль-Фараби рассматривал логические правила как некие общие, универсальные правила для слов всех языков, а грамматические правила – как относящиеся к словам определенного языка.

По мнению аль-Фараби, воображение

выполняет двоякую функцию. Во-первых, оно фиксирует внешние образы предметов и комбинирует их в новые образы. Во-вторых, оно подготавливает материал для мышления. Ученый раскрывает влияние воображающей силы на сновидение. Сновидение

происходит вследствие возбуждения образов, сохраняемых и регулируемых воображающей силой, и случается порой так, что во сне человек видит то, что происходит в жизни, наяву. Фараби дает научные объяснения причины возникновения сновидений, считая их своеобразным отражением объективной деятельности в нервах человека. К основным качествам воображающей способности относятся: сохранение форм, имитации, анализ и синтез.

Эмоционально-волевые процессы

, по мнению аль-Фараби, не являются самостоятельной душевной силой. Так, страсти, аффекты («стремящаяся сила») лишь окрашивают различные душевные силы, приводят организм человека в движение. Эмоции особенно ярко проявляются в телесных выражениях человека. Например, при стыде человек краснеет, при страхе лицо становится бледным.

В своем учении о душевных силах аль-Фараби не выделяет волю

в самостоятельный психологический акт. Проблему воли он рассматривает в морально-этическом плане. Воля – это желание, возникающее из ощущения и воплощающееся в стремлении. Но, как считает аль-Фараби, это лишь первая воля. Вторая воля возникает из воображения и подчиняет себе желание. Возникнув на базе воображения, вторая воля открывает простор для приобретения первых знаний, результатом чего является возникновение третьей воли. Последняя воля – это желание, возникающее из «говорящей силы» человека. Эту волю аль-Фараби назвал «силой выбора» (ыктияр). Она характерна только для человека. Посредством такой воли он может отличать хорошее от плохого, прекрасное от безобразного. При помощи силы выбора человек способен достичь счастья, так как она дает возможность отличать добро от зла и стремиться к первому, уклоняясь от второго.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Диссонанс и консонанс
27 августа 1957 года вышла из печати книга Леона Фестингера, называвшаяся «Теория когнитивного диссонанса». Достаточно сказать, что концепция лидера гуманистов — сугубо умозрительная, а теория когнитивного диссонанса построена на экспери ...

Конфликты с точки зрения причин конфликтной ситуации
С точки зрения причин конфликтной ситуации существуют три типа конфликтов. Первый – это конфликт целей, когда ситуация характеризуется тем, что участвующие в нем стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Второй – это ...

Единство сознания и деятельности
Как уже неоднократно отмечалось, одним из важнейших вопросов, которые волновали психологию с самого ее основания, был вопрос о недоступности явлений сознания объективному исследованию. Отечественный философ и психолог С.Л. Рубинштейн (189 ...