Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологииСтраница 6
Идеи аль-Фараби оказали большое влияние не только на формирование мировоззрения мыслителей Востока (Ибн-Сина, Ибн Рушд, Ибн-Халдун, Низами, Навои и др.), но и на развитие прогрессивной философской мысли Европы (Ф.Бэкон, Г.Галилей, Р.Декарт, Б.Спиноза и др.). Учение аль-Фараби повлияло и на последующее развитие психолого-педагогической мысли народов Средней Азии и Казахстана. Его влияние было многосторонним и длительным. Так, в трудах ученых казахской степи Махмуда Кашгарского и Юсуфа Баласагунского (XI в.), написанных на тюркском языке, явно видны следы рационалистических и гуманистических идей аль-Фараби. Так, в трактате Юсуфа Баласагунского «Кудатгу билиг» («Благодатное знание») многие страницы наполнены психологическими размышлениями о месте человека в обществе, о характере и волевых качествах людей, о пользе и вреде слова, о психологии правителей разного ранга, об особенностях тех или иных профессий, об искусстве общения, о психологии различных слоев общества и т.д. А в произведениях другого тюркского ученого, уроженца казахской степи Махмуда Кашгарского («Диван лугат ат тюрк» – «Собрание тюркских наречий») можно почерпнуть немало ценных высказываний о психологии тюркских народов, об их языке, об их песнях, загадках, пословицах и поговорках, обычаях, религиозных верованиях. В «Словаре» также содержатся многочисленные этнонимы и топонимы, образцы народного календаря, астрономические, медицинские, военные и религиозные термины, которые являются столь важным историографическим и фактологическим материалом для современных этнопсихологических исследований.
Влияние учения аль-Фараби видно и в произведениях мыслителей Казахстана XIII–XIV вв. В период монгольского завоевания и распада Золотой Орды (XIII – XIV вв.) было создано немало произведений на тюркско-кипчакском языке («Тюркско-арабский словарь», «Кодекс куманикус», «Мухаббат-наме», «Гулистан-бит-турки» и др.), содержащих в себе интересные этико-психологические размышления. Так, в «Мухаббат-наме» Р.Хорезми (XIII в.) имеются такие крылатые выражения, как: «Нет ничего лучше терпения», «Верность, в конце концов, обнаружит себя», «Сердца людей тянутся к чистоте», «Не строй воздушные замки, это напрасно, глоток воды и кусок хлеба достаточны для тебя» и др. А в «Гулистане» Саиф Сараи (XIV в.) писал: «Лучше, если человек оставит после себя доброе имя, чем оставит золота полный ларец», «Соперник и в таланте увидит порок», «Завистник испытывает огорчение, а щедрые люди постоянно проявляют великодушие». В этих и других высказываниях мыслителей казахского средневековья мы находим следы фарабиевских влияний.
Выдающийся поэт- мыслитель второй половины XIX века Абай Кунанбаев был хорошо знаком с трудами аль-Фараби. В его произведениях имеется немало созвучных идей, как по содержанию, так и по форме изложения. Такие сходства особенно часто встречаются в их высказываниях по вопросам этики, педагогики, психологии.
Развитие выразительной речи
Выразительность является важным качеством речи. Её развитие проходит длинный путь. Речь маленького ребёнка часто обладает яркой выразительностью. Нередко в ней преобладают итерации (усиливающиеся повторения), инверсии (нарушения обычного ...
Роль самооценки в самовоспитании старших школьников
Возрастная психология - это одна из наиболее развитых отраслей современной психологии, теснейшим образом связанная с общей психологией, раскрывающей природу и закономерности психологической жизни человека.
Возрастная психология изучает ...
Успеваемость учащихся экспериментальной группы после проведения работы по
повышению самооценки.
Таблица №6
Группы
«А»
«В»
«С»
«D»
Эксперимент, до начала работы
41%
23,5%
35,5%
Эксперимент, после проведения работы
18%
41%
23,5%
18%
Если сравнивать результаты в контрольной группе до ...