Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологииСтраница 4
Учение аль-Фараби о познавательных процессах человека играли значительную роль в эпоху раннего средневековья и содействовали освобождению науки от влияния религии, а также развитию материалистического учения о психике человека.
Оригинальные мысли высказывал ученый и об индивидуальных особенностях людей
. Говоря о различиях психических особенностей, он ищет корень этих различий в строении тела. В частности, он писал: «Так как тела бесконечно различаются друг от друга, то души также бесконечно различаются друг от друга…Состояние души зависит – у одних в большей, у других – в меньшей степени – от темперамента (темперамент аль-Фараби рассматривает не в психологическом, а в анатомо-физиологическом плане), и поскольку всякое состояние души определяется состоянием того тела, в котором эта душа находится, то неизбежно следует, что состояние души должно изменяться с изменением тела, в котором она находится. Поскольку же изменчивость тел безгранична, то и изменчивость душ также безгранична». По мнению аль-Фараби, у всех людей единая натура, но они различаются по своим характерам, подобно тому, как различаются лед и кипяток, черное и белое платья.
В истории мировой психологической мысли, кроме аль-Фараби, трудно найти ученого, который бы высказал столь много ценных и оригинальных идей в области общественной психологии
. Так, серьезного внимания заслуживают его высказывания о взаимоотношениях человека с обществом, о больших и малых человеческих сообществах, о социально-психологических особенностях людей различных слоев и групп. В одном из трактатов он писал, что народы отличаются друг от друга тремя признаками:
1. естественными привычками и нравами
2. характером
3. языком
Народный характер и причины его возникновения объясняются особенностями георафической среды, в которой живет тот или иной народ, а также естественными ресурсами (вода, воздух, растения и пр.), которыми он пользуется. Географическая среда оказывает влияние на общество через психику людей, связывает психологию людей с небесными телами и звездным небом. Рассматривая природные естественные условия как средство, воздействующее на формирование психологии народа, аль-Фараби считает, что они не оказывают решающего влияния на уровень его общественной организации. В этих высказываниях аль-Фараби выступает как знаток и по проблемам этнической психологии
.
По мнению аль-Фараби, человек, прежде всего – общественное существо. Он не может жить вне общества, вся его жизнь и деятельноять проходит только в обществе людей. Поэтому всякое стремление, желание, потребность человека, все его помыслы и интересы могут быть удовлетворены только в процессе общения людей, в определенной системе этого общения, в той или иной корпорации или ассоциации. Фараби выделял человека из всего мироздания как «разумное животное» (хайуан натик), которое никто не превосходит. Разумная способность едина для всех, люди имеют естественное равенство без различия пола и происхождения. Человека как «общественное животное» аль-Фараби рассматривает в двух взаимосвязанных аспектах:
1. как существо «коллективное», то есть необходимо включенное в какую-нибудь социальную единицу (семья, квартал, город и т.д.)
2. как существо «индивидуалистическое», т.е. обладающее некоторыми природными качествами
Потребность в общении является одним их мотивов, побуждающих человека к деятельности. Она играет немаловажную роль и в психическом развитии личности. Человек в одиночку не может совершенствоваться. В природе каждого человека, по словам аль-Фараби, имеется свойство входить в связи и взаимодействие с другим человеком или группой людей в процессе осуществления и использования этих предметов и дел. Признание общественной природы человека
составляет предпосылку всех его психолого-педагогических, этико-социологических рассуждений. Он придает большое значение фактору активности в жизни человека. Человек обретает свое «политическое» (или гражданское) состояние, входя в политические объединения. Определяя место человека в обществе, аль-Фараби тем самым утверждает необходимость «коллективизма», вне которого человек лишается своих гражданских атрибутов, а тем самым и достижения цели.
«Техника стульев»
Вместо молчаливого вспомогательного игрока пустому стулу (или нескольким стульям) придается роль (или роли) значимых людей или частей самого себя (уверенный, застенчивый и т. д.). Стул служит нейтральным вспомогательным игроком, ему легко ...
Понятие "Метод"
Прежде чем ответить на вопрос контрольной работы "Методы обработки результатов психологических исследований ", определимся с понятием "Метод".
В "Толковом словаре" С.И. Ожегова под методом понимается:
1) сп ...
Теоретические аспекты формирования толерантности у подростков как фактора
предупреждения конфликтов. Проблема толерантности и путей
ее формирования
Проблема толерантности достаточно молода как в России, так и в зарубежных исследованиях. Первые работы по этой теме появляются лишь в середине 90-х годов. Их авторами были Г. Оллпорт, Borba Michele, Kamungeremu David, Vogt W. Paul, Wandbe ...